Установите соответствие между видом афазии и его проявлением:
сенсорная афазия < нарушается способность понимать как устную, так и письменную речь
моторная афазия < нарушается способность строить речь или произносить отдельные звуки
афазия < при сохранении способности правильно артикулировать звуки, наблюдается неспособность выбрать нужную фонему или соотнести данное звучание с соответствующей фонемой или их последовательностью
Установите соответствие между видом дополнительной артикуляции согласного звука и его характеристикой
палатализация < выражается в подъеме средней части языка к твердому небу
веляризация < заключается в подъеме спинки языка к мягкому небу
назализация < выражается в том, что в образовании согласных участвует полость носа, т.к. часть воздушной струи проходит через него
Установите соответствие между видом дополнительной артикуляции согласных звуков и способом его образования
лабиализация < выражается в участии губ в произношении согласного звука
фарингализация < согласные образуются сужением стенок зева
ларингализация < звуки образуются в самой гортани
Установите соответствие между видом транскрипции и его графическим оформлением
фонетическая транскрипция < квадратные скобки
фонематическая транскрипция < косые, или угловые, скобки
интонационная транскрипция < черточки
Установите соответствие между видом транскрипции и сферой его применения
фонетическая транскрипция < используется для точного отображения особенностей звуков
фонематическая транскрипция < используется для передачи фонемного состава слова или морфемы
интонационная транскрипция < используется для передачи основных характеристик, формирующих интонацию синтагмы или последовательность синтагм
Установите соответствие между видом ударения и пояснением его смысла
словесное ударении< выделение одного слога в слове,служащее для объединения этого слова путем подчинения ударному слогу бездарных
синтагматическое ударение < выделение конечного ударного слога в синтагме, служащее для объединения слов в одну синтагму
фразовое ударение < выделение конченого ударного слога в последней синтагме фразы, служащее для объединения синтагм в одну фразу
Установите соответствие между вопросительностью и его интонационным параметром выражения
затакт вопросов с частицей /hal/ < падение интенсивности
затакт вопросов с частицей /Xa/ < нарастание интенсивности
нейтральные вопросы < нулевой интервал в завершении
затакт удостоверительного вопроса < отрицательный интервал частоты основного тона
Установите соответствие между графическим обозначением интонационной транскрипции и ее понятием
одна черта (?) < синтагматическое членение
две черты (??) < пауза в абсолютном конце фразы
черточка (`) < словесное ударение перед ударным слогом
Установите соответствие между группами фонем и их артикуляционными типами, несовместимыми в составе слова
сонорные < [l<:>r], [n<>l]
гортанные и увулярные < [h - h? - ? - дж – р]
согласные, близкие по месту артикуляции < [f, m – b/, /k-q, ? - d?/, /s - t/, /t?, d?, s?, s, s /, /k, q, h/
Установите соответствие между группой согласных в арабском языке и их артикуляционным признаками
напряженные согласные < /b, d, t, t?, d?,(dц), k, q/
ненапряженные согласные < /f, z, z, r, s, s, s?, ?, (dц), h, дж, h?, h/
промежуточная группа сонорных согласных < /l, m, n, r, w, j/
Установите соответствие между дефектом речи и причинами его возникновения
гнусавость < возникает из-за ненормальностей в периферических произносительных органах
афазия < возникает в результате различного рода поражений мозга – травм, параличей, опухолей
периферические расстройства < связано с физическими артикуляционно-акустическими характеристиками звуков речи; сохраняется способность понимать речь, а также письмо и чтение про себя
Установите соответствие между звуками и их акустической характеристикой
гласные звуки < преимущественно являются тонами
согласные звуки < являются шумами
сонорные звуки < тон преобладает над шумом
Установите соответствие между звуками и их классификацией
сонанты < [n], [w]
звонкие шумные согласные < [b], [g]
глухие шумные согласные < [p], [k]
Установите соответствие между звуками по акустическому и артикуляционному признаку
бемольные звуки < лабиализованные гласные и согласные
небемольные звуки < нелабиализованные гласные и согласные
прерванные звуки < звуки, у которых начало характеризуется большим, не возрастающим расходом энергии
непрерванные звуки < звуки, у которых расход вначале сравнительно невелик, но постоянно возрастает
Установите соответствие между звуками речи и их характеристиками
гласные < чистый тон, полное отсутствие шумов
сонанты < тон преобладает, но есть незначительные шумы
звонкие шумные согласные < шум преобладает, но есть и тон
глухие шумные согласные < чистый шум, полное отсутствие тонов
Установите соответствие между звуковой стороной языка и ее функцией
образующая функция < звуки играют роль строительного материала, из которого создаются звуковые оболочки; звуковая оболочка слова [maktabatun] состоит из десяти звуков, расположенных в определенной последовательности
опознавательная функция < благодаря постоянной связи данного звукового комплекса и значения, носители языка по звуковой оболочке узнают языковые единицы; звуковой комплекс [maktabatun] всякий раз связывается с определенным значением «библиотека», что дает возможность узнать слово
различительная функция < опознавая звуковую оболочку слова [kabara] «быть старше», следует отличать ее от звуковых оболочек слов [zabara] – «написать», «переписать», [nabara] – «повышать голос», [h4abara] – «пробовать», «испытывать»