Соотнесите понятия и их содержание
Интересы < свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым средствам удовлетворения потребности
Ценности < человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности
Социальные нормы < нормы, которые выполняют функции регулирования отношений человека и общества
Коммуникативное взаимодействие < стратегия, распространяющая новые смыслы и образцы культуры
Соотнесите понятия и их содержание
Ментальность < наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая даёт им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя
Архетипы < изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном
Общественные отношения < многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и другой деятельности
Социетальная система < общество как суперсистема, обладающая свойством самовоспроизводства, которое осуществляется посредством ряда необходимых дифференцированных функций
Соотнесите понятия и их содержание
Постиндустриальное общество < общество, для которого характерно подавляющее преобладание доли занятых в производстве, информации и услуг
Информационное общество < историческая стадия развития общества, в которой основные социальные структуры складываются под воздействием высокоразвитых информационных технологий
Межэтническая интеграция < появление определенной культурной общности у существенно различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц в результате их взаимодействия
Общественно-экономическая формация < общество на определённой ступени исторического развития, характеризующееся специфическим и экономическим базисом и надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи
Соотнесите понятия и их содержание
Географический детерминизм < учение о том, что географическая компонента жизни общества является основной причиной происходящих в этом обществе явлений и процессов
Географическая среда < совокупность явлений и предметов живой и неживой природы, вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни
Миросистемный подход < рассмотрение мировых регионов или же мира в целом как исторически складывающихся систем взаимодействия, в которых отдельные страны, общества и цивилизации выявляются только как временный результат соединения тех или иных системных факторов
Экономический базис общества < отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил
Соотнесите понятия и их содержание
Этнос < группы, племя, народ
Этникос < народ в узком смысле слова, исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от других
Субэтнос < территориальная часть народа, отличающаяся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющая иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание
Этничность < социальная идентичность, характеризуемая наличием метафорического или воображаемого родства
Соотнесите понятия и их содержание
Цивилизация < уровень или ступень общественного развития материальной или духовной жизни
Культура < исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях
Линеарная парадигма истории < модель, представляющая историческое развитие не в виду замкнутого круга, а как линейное восхождение по ступеням прогресса
Циклическая парадигма истории < модель исторического развития, в которой прослеживается единство генезиса, расцвета и упадка социальной системы и развитие представляется в виде движения по кругу
Соотнесите понятия и их содержание
Г. Маркузе < обращал особое внимание на возникающее противостояние больших социальных страт, «допущенных» и «не допущенных» уже не столько к распоряжению основными благами общества, сколько к самому процессу их создания
Р. Ингельгарт < перенес акцент с анализа типов поведения на исследование структуры ценностей человека, усугубив субъективизацию современного противостояния как конфликта «материалистов» и «постматериалистов»
Р. Дарендорф < отмечал, что вынесение конфликта за пределы традиционной классовой структуры может создать впечатление его преодоления или ослабления, но впечатление это обманчиво, и недооценка возникающего противостояния может стоить очень дорого
Ж. Бодрийяр < считал, что низший класс представляет собой некую анонимную массу, не способную даже выступать в качестве самостоятельного субъекта социального процесса
Соотнесите понятия и их содержание
Прогресс < постепенное целенаправленное восхождение общества, человечества в целом, переход от несовершенного к совершенному
Традиционализм < ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур
Техногенная культура < приоритетная ценность активной, суверенной личности
Глобальная цивилизация < создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, связи, транспорта