Теория познания, или _, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания человеком мира
(*ответ*) гносеология
Угрозы внутренней валидности в случае их неустранения приведут к одному из двух следствий
(*ответ*) ненадежность эксперимента
(*ответ*) систематическое смешение независимой переменной с одной из внешних переменных
некорректности статистических выводов
Укажите логически верное противопоставление экспериментов (с позиций экспериментальной психологии):
(*ответ*) Безупречный – реальный
Идеальный – реальный
Эксперимент полного соответствия – реальный
Укажите соответствие между видами психологического исследования и их характеристиками:
Обзорно-аналитическое исследование < по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы
Теоретическое исследование < авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения
Эмпирическое исследование < проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов
Описательное исследование < предполагает получение эмпирических сведений, данных дающих относительно целостное представление об изучаемых явлений и его структурных элементах
Укажите соответствие между группами методов и их наименованием:
Интерпретационные < Генетические, структурные
Организационные < Сравнительный, лонгитюдный, комплексный
Эмпирические < Экспериментальные, психодиагностические, биографические
Теоретические < Постановка проблемы, выдвижение гипотезы, дедукция проверяемых следствий, мысленное экспериментирование
Укажите соответствие между методами переработки информации и их описанием:
аксиоматический метод < предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории; построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых за аксиому
аспектный анализ < рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на основе какого-либо учения
герменевтический анализ < метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста
дескриптивный метод < описание изучаемого явления, процесса, качества через слова - дескрипторы, то есть те, которые наиболее точно их представляют в науке
диахронический метод < метод изучения каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии
Укажите соответствие между методами переработки информации и их описанием:
контент-анализ < метод выявления в научном тексте употребления тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями
концептуальный анализ < анализ научного текста с позиций определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов
критический анализ < метод выявления сильных и слабых сторон научного текста
метод апперципирования < дополнение используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника знанием своим непосредственно по данной теме
метод деконструкции < возможность изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других авторов и самим давать свою интерпретацию
Укажите соответствие между методами переработки информации и их описанием:
комплексный анализ < метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений; межпредметный анализ, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках
проблемный анализ < анализ нерешенной проблемы, но находящейся в стадии исследования
системный анализ < изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему; рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях
сравнительный анализ < метод сопоставления и выявление общих и различных признаков двух или более объектов исследования (идей, подходов, решений и др.)
феноменологический анализ < анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик
Укажите соответствие между определениями и понятиями
метод формализации < метод построения абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых явлений
метод аксиоматизации < метод построения теорий на основе аксиом
гипотетико-дедуктивный метод < создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах
Укажите соответствие между определениями и понятиями:
Научное исследование < изучение явления с помощью научных методов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом
Закономерность < существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры
Познавательная деятельность < единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности