Установите соответствие между мыслителем и его характеристикой пути воздействия на историко-культурный процесс с целью улучшения общества
просвещение всего человечества, избавление его от невежества и пережитков < Э. Тайлор
возможные способы преодоления отчужденности путем изменения доминирующего социального характера < Э. Фромм
создание будущего общества, в котором решающую роль будут играть самоактуализирующиеся и склонные к высшим переживаниям индивиды < А. Маслоу
сохранение мира, нейтрализация агрессивности и уменьшение «количества страха» < И. Эйбл-Эйбесфельдт
Установите соответствие между мыслителями и их концепцией времени
Г.Бакман < биологическое время как «логарифмическая функция физического»
П. К.Анохин < биологическое время как «биологические часы»
И.В. Круть, В.И.Вернадский < геологическое время
В.С.Лямин < географическое время
И.Земан < гносеологическое время
А. Я.Гуревич < социальное (историческое) время
Установите соответствие между названием культуры и ее определением в концепции Шпенглера
египетская < культура «молчания»
греко-римская < «аполлоновская» культура
арабо-византийская < «магическая» культура
западноевропейская < «фаустовская культура, культура рассудка
Установите соответствие между странами и духовными движениями или мыслителями «осевого времени», связанными с этими странами
Китай < движения, связанные с деятельностью Конфуция и Лао-цзы
Индия < мыслители Унанишад и Будда
Иран < Заратустра
Палестина < пророки
Греция < философы и трагики
Установите соответствие между ценностными модальностями в концепции Шелера и соответствующими им «чистыми личностными типами»
ценностный ряд «приятного» и «неприятного» < художник наслаждения
ценности сферы значений «благополучия» и «благосостояния»; ценности витального чувства < герой
области «прекрасного» и «безобразного»; весь круг чисто эстетических ценностей < гений
высшая ценностная модальность, «ценность личности» < святой
Установите соответствие между этапом развития культуры и его содержанием, по Шпенглеру
расцвет < метафизико-религиозная культура
упадок < окостеневшая культура
умирание; перерождение культуры в цивилизацию < потеря индивидуальности
юность < мифосимволическая культура
Фазы жизни цивилизации (по Тойнби)
первая < зарождение
вторая < рост
третья < надлом
четвертая < гибель
Фазы жизни цивилизации и процессы, их сопровождающие, по Тойнби
зарождение < «оптимальный ответ» общества на вызов
рост < возрастание власти над окружающей природной средой и человеческим окружением
надлом < банкротство господствующего меньшинства
гибель < катастрофы, катаклизмы
Философия истории как целостная система знаний начинает разрабатываться с _ в.
(*ответ*) XVII
XVIII
XIX
XX
Философия истории рассматривает следующие проблемы:
(*ответ*) направленность и смысл истории
(*ответ*) методологические подходы к типологизации общества
(*ответ*) критерии прогресса исторического процесса
(*ответ*) критерии периодизации истории
историю научного знания
критерии истинности философского знания
Философия истории, по мысли Коллингвуда:
(*ответ*) «обозначает особую область философского исследования, посвященного специфическим проблемам, связанным с историческим мышлением»
(*ответ*) включает эпистемологическую и метафизическую проблематику
требует, чтобы в процессе исследования «прошлое и настоящее не проникали друг в друга»
в методологическом плане, играет роль правил только в познании, но не в исторических действиях