Установите соответствие между типами методик и их названиями
методики, предлагаемые ребенку < методика «Рисунок семьи» и ее модификации, адаптированный вариант методики Рене Жиля, варианты методики «Незавершенные предложения», опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой
методики, предлагаемые родителям < родительское сочинение «История жизни моего ребенка», опросник родительских отношений Варги–Столика, опросник «Подростки о родителях», опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера.
методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям < опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской, самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот; методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой
методики, предлагаемые диаде ребенок-родитель < варианты методики «Архитектор-строитель»
методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых < цветовой тест отношений Эткинда, методика «Модель личностной сферы»
Установите соответствие между этапами семейного консультирования и практическими приемами на каждом этапе (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999)
установление контакта и присоединение консультанта к клиентам < конструктивная дистанция для оптимального общения; синхронизация дыхания консультанта и заявителя; использование речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто о сообщает о своей семейной проблеме
сбор информации о проблеме < терапевтические метафоры; уточняющие вопросы типа: «какого результата вы хотите достигнуть?», «чего вы хотите?», «попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «нет», то есть словами, описывающими положительный результат»
обсуждение психотерапевтического контракта < обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом; обсуждение условий оплаты, а также санкций за нарушение сторонами условий контракта
уточнение проблемы клиента; определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности < вопросы: «как вы раньше справлялись с трудностями? что вам в этом помогало? », «в каких ситуациях вы были сильными? как вы использовали свою силу?»
укрепление веры клиента в успешность и безопасность процедуры консультирования и собственно ее проведение < можно следующее утверждение: «ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании со стремлением консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы»; обсуждение с участниками положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения; совместный поиск новых шаблонов поведения
«экологическая проверка» < консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние
«страхование результата» < домашние задания, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов
отсоединение < «парадоксальное задание» (джей хэйли)
Устойчиво используемые способы поведения, определяющие распределение семейных ролей и функций, их места в семейной иерархии, - это
(*ответ*) семейные правила
стандарты взаимодействия
конфликтность ролей
идентификация стереотипов
Устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются, – это
(*ответ*) стандарты взаимодействия
семейные правила
конфликтность ролей
идентификация стереотипов
Ф. Баркер предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной психотерапии: указания
(*ответ*) членам семьи делать что-то
(*ответ*) делать нечто иначе, чем до сих пор
(*ответ*) не делать чего-то, что они до сих пор делали
не делать ничего, что они до сих пор не делали
Характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров, называется
(*ответ*) семейной гибкостью
удовлетворенностью браком
семейными правилами
стереотипами взаимодействия
Хорошая семья находится в состоянии баланса между проигрышем и выигрышем, наказанием и поощрением, считают психологи
(*ответ*) Д. Тиболт, Г. Келлей
А.К.Роджерс
З.Фрейд
В. М. Боуэн, Д. Ульрих
Цели перефразирования
(*ответ*) показать клиенту, что консультант внимателен и хочет его понять
(*ответ*) выкристаллизовать мысль клиента, сжато ее повторяя
(*ответ*) проверить правильность понимания мысли
помочь увидеть ситуацию такой, какая она есть в действительности
сосредоточить внимание клиента на его уклонении от решения проблем
Цели структурной психологической помощи семье: 1. создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей; 2. образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям; 3. расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи; 4. создание отвечающих возрасту детей экспериментов с _ и независимостью
(*ответ*) автономией
Часто психологическое консультирование родителей детей _ возраста показывает, что как трудности самого ребенка, так и трудности его взаимоотношений с родителями являются закономерными следствиями проблем давно минувших возрастных периодов его развития
(*ответ*) подросткового
Эмоциональное отделение детей от семьи родителей, приобретение ими профессии и финансовой независимости является основной задачей стадии
(*ответ*) монады
диады
нулевой
триады