Установите соответствие между методами психологической коррекции, применяемыми в семейном консультировании, и результатами их применения
групповая дискуссия < повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку и его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания
конструктивный спор < помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций, учит прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества
вербальная дискуссия < обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе, собственного ребенка
Установите соответствие между названиями игр, применяемых в психологическом семейном консультировании, и их содержанием
«Архитектор и строитель» < строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях
«Приятное воспоминание» < необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать как это было
«Неприятное воспоминание» < нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителей с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя
Установите соответствие между основными моментами консультирования и вопросами, используемыми в них
начало встречи < «С чего бы вы хотели начать сегодня?», «Что произошло за ту неделю, что мы не виделись?»
побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное < «Что вы почувствовали, когда это случилось?», «Что еще вы хотели бы добавить к тому, что сказали?»
побуждение клиента иллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять < «Не могли бы вы рассказать о какой-то конкретной ситуации?»
сосредоточение внимания клиента на чувствах < «Что вы сейчас чувствуете?», «Что конкретно вас в тот момент особенно рассердило?»
Установите соответствие между приемами коррекционного воздействия и примерами их применения
акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев < «В начале беседы вы жаловались, что муж предъявляет к вам необоснованные требования. Но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы убедились в справедливости и обоснованности требований мужа к вам. Что вы об этом думаете?»
внимательный анализ особенностей поведения клиента, лежащих в основе его проблем < «Вы постоянно повторяете, что всем хорошо, а вам плохо. Однако вы сами решили выйти замуж за нелюбимого человека, а потом поступили не в институт иностранных языков, как мечтали, а на бухгалтерский учет. Сейчас вы сидите дома «ради учебы дочери» и злитесь. Зачем вам самой делать себе плохо?»
расширение восприятия клиентом ситуации, предложение взглянуть на нее глазами другого человека < «Как вы думаете, если бы ваша сестра постоянно сама себе создавала проблемы, как бы вы к этому относились, какова бы была ваша реакция?»
Установите соответствие между приемами рефлексивного слушания и их конкретной формой
выяснение < «Пожалуйста, объясните это...», «Я не понял, что вы имеете в виду...»
перефразирование < «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Вы думаете...», «Другими словами вы считаете...»
отражение и выяснение чувств < «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Не чувствуете ли вы себя...»; «Похоже, вы несколько расстроены...»; «А что вы почувствовали тогда?»; «Это был гнев, обида или, быть может, чувство вины?»
интерпретация < «Как я поняла, для своего мужа вы ребенок, а для своего друга — мать»
конфронтация < парадоксальные вопросы: «Я же не собираюсь с ним разводиться!» — «А почему бы вам не развестись?»; «А почему бы не...?»
обобщение < «Как я понимаю, вашей основной идеей является...», «Если теперь подытожить сказанное вами...», «То, что вы мне рассказали, может означать...»