Установите соответствие между областями предметно-продуктивного слоя, которые можно выделить в материальной культуре, и явлениями, которые к ним относятся:
практически-преобразовательная область < вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство
практически-коммуникативная область < культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений
физическая область < телесная сторона человека как объект приложения его деятельности, сохранение, восстановление и воспроизводство телесно-духовных потенций человеческого организма
социально-политическая область < многообразие учреждений и практических действий, которые составляют «тело» общественного бытия, то, что обычно называют «социальной материей»
Установите соответствие между особенностями, которые фиксируются в термине «культура», и понятиями, их иллюстрирующими:
качественное своеобразие исторически конкретных форм человеческой жизнедеятельности на различных исторических этапах, в различные исторические эпохи < античная культура, современная культура и т.п.
специфика жизнедеятельности этнических и национальных культур < русская культура, французская культура и т.п.
специфика деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни < культура труда, быта, политическая культура
особенность культуры в зависимости от субъекта - ее носителя < личная культура, молодежная культура, массовая культура, элитарная культура
Установите соответствие между парадигмами культурологического познания и их определениями:
диалектическая парадигма < диалектика перехода из одной формы культуры в другую посредством активности человека (группы) ясно обнаруживает и объясняет оппозиционность различных систем (семиотического мира культуры и природного мира, обладающего самостоятельным бытием)
структурно-функциональная парадигма < позволяет понять и объяснить порождение и функционирование форм и структур социального взаимодействия (объяснения возможны с точки зрения потребностей, социального действия, социальной системы)
структуралистская парадигма < помогает исследовать символическую организацию культуры, т.е. трансформацию символов во внутренние концепты, а последние - в знаки и значения
постструктуралистская парадигма < представляет культуру как «целостный текст» и считает своей задачей выявление его внутренних противоречий и скрытых смыслов
Установите соответствие между подходами к культуре и выражающими их определениями:
деятельностный подход к культуре< культура есть деятельность человека, направленная на преобразование действительности и себя; культура есть специфика человеческой деятельности
«технологический» подход к культуре < культура есть инструмент развития, сохранения и передачи человеческого опыта; культура есть способ деятельности
гуманистически-смысловой подход к культуре < культура есть характеристика развития творческих сил и способностей человека, выражение специфического единства человека с природой и обществом
«достиженческий» подход к культуре < культура есть качественное состояние общества; культура выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
антропология < наука о происхождении и исторической эволюции человека
социальная (культурная) антропология < наука о взаимодействии человека с культурой, в рамках которой он существует и действует; изучает факты, механизмы и степени оснащенности тех или иных социальных процессов культурными атрибутами: ценностями, нормами, образцами и т.д.
объект социальной антропологии < человек, взятый в его социальном и природном окружении и рассмотренный через призму культуры его общества (среды)
предмет социальной антропологии < закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы; окружение изучается в функциональных и символических аспектах