Суть «субъективного метода» состоит в
(*ответ*) признании того, что в познание человеческой деятельности неизбежно входит оценочный и нравственный момент
предположении о субъективном характере человеческого восприятия, которое должно «исправляться» дискурсивным путем и «коллективным разумом»
провозглашении тезиса о недостижимости абсолютной истины для человека
утверждении, что единственным критерием истины должен быть сам человек
Тезисы, характеризующие персонализм Н.К. Михайловского, (укажите лишнее) - это
(*ответ*) «Одной из важнейших целей общества является распределение пищи. Тем не менее «пищевые условия» не объясняют всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также «потребности головы и сердца» (то есть потребности культуры) и «житейские политические дела», особенно вопросы политического и правового строя»
«Нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы»
«Исторический ход событий сам по себе совершенно бессмыслен, поскольку именно личность, а не какая-либо мистическая сила, ставит цели в истории. Поэтому личность не стеснена никаким фатальным ходом вещей, она имеет логическое и нравственное право бороться с естественным ходом вещей, ибо право нравственного суда есть, вместе с тем, и право вмешательства в ход событий»
«Личность никогда не должна быть принесена в жертву, она свята и неприкосновенна, и все усилия нашего ума должны быть направлены на то, чтобы самым тщательным образом следить за ее судьбами и становиться на ту сторону, где она может восторжествовать»
Термин, которым В.В. Зеньковский характеризует философскую позицию П.Л. Лаврова - это
(*ответ*) полупозитивизм
позитивистский антропологизм
этический позитивизм
псевдопозитивизм
Традиционное определение философских взглядов Л.Н. Толстого - это
(*ответ*) панморализм
супраморализм
панлогизм
панэтизм
Укажите идею, не свойственную В.Г. Белинскому
(*ответ*) «Человеческая личность целостна, огромное значение в этой целостности принадлежит «инстинктуальным силам»
«Индивид в наибольшей степени проявляет активность в той области социальной жизни, где чувствует себя человеком, утверждает себя как личность; поэтому он не может примириться с действительностью, которая лишает его источников развития, и, в первую очередь, стремится создать условия, позволяющие ему реализовать и совершенствовать свои способности. Поэтому плодотворное развитие личности возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации»
«Судьба субъекта, личности важнее гегелевской всеобщности»
«Общество есть живой организм («идеальная личность»), а история представляет собой необходимый и закономерный процесс; будущее России и всего человечества связано с социализмом»
Укажите идею, не свойственную М.А. Антоновичу
(*ответ*) «Высший путь хозяйственной свободы проходит через духовно-нравственное преобразование человеческой природы»
«Одной из важнейших целей общества является распределение пищи. Тем не менее «пищевые условия» не объясняют всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также «потребности головы и сердца» (то есть потребности культуры) и «житейские политические дела», особенно вопросы политического и правового строя»
«История человечества делится на две эпохи: «естественного состояния» и «гражданского общества». При этом «естественная» жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы, является целью существования человека»
«Человек есть та точка опоры, посредством которой изучается весь остальной мир, более того, все в мире должно служить человеку, удовлетворять его материальным и умственным потребностям»
Укажите идею, не свойственную Н.А. Добролюбову
(*ответ*) «Первоначальное состояние хозяйства представляет собой бескорыстный любовный труд человека над природой для ее познавания и усовершенствования, что представляет собой раскрытие ее софийности»
«Смысл истории состоит в движении человечества к «разумным» («естественным») началам, от которых оно отклонилось. Эти искажения вытекают не из природы человека. Они являются следствием ненормальных общественных отношений, следовательно, эти отношения подлежат исправлению, причем не «мирным прогрессом при инициативе сверху, под покровом законности», а коренным, радикальным образом»
«Условием нормального развития человека должно быть состояние, при котором он, не мешая другому, беспрепятственно мог пользоваться всеми благами народа, а также справедливой долей общественных благ; истинно нравственным является человек, добивающийся гармонии между потребностями своей природы и требованиями долга, эгоизмом и «симпатическими отношениями» к другим»
«Цель философского анализа - прежде всего, отыскание материальных причин, начал всех идей и мыслей людей, с тем, чтобы преобразовать эти материальные начала сообразно требованиям человеческой природы и разума»