Укажите соответствие между основными историческими формами диалектики и их положениями:
стихийная диалектика < идеи о связях и развитии основывались, как правило, на простых наблюдениях и их обобщении (представлена мыслителями Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта)
идеалистическая диалектика < представители рассматривали развитие абсолютной идеи и другие формы нематериального бытия
материалистическая диалектика < представлена различными идеями о связях и развитии природы, а также общества и человека
Укажите соответствие между различными аспектами рассмотрения сознания в философии и тезисами, характеризующими их:
гносеологический < как особое отражение действительности
онтологический < как реальное существование мыслей и чувств
феноменологический < как направленность сознания на внутренние характеристики объекта познания, на его смыслы и значения
ценностный < как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров
праксеологический < как духовно-преобразующее отношение к действительности
Укажите соответствие между свойствами материальных и идеальных объектов и их признаками:
свойства материальных объектов < свойства идеальных объектов
даны в ощущениях < не даны в ощущениях
пространственно локализованы < невозможно указать точку пространства, где «находится» мысль
обладают массой, плотностью, зарядом и т.п., т.е. набором физико-химических свойств < физико-химическими свойствами не обладают
не обладают свойствами ложности, истинности < истинность или ложность
Не обладают свойствами абстрактности или конкретности < абстрактность или конкретность
Укажите соответствие между сферами сознания и тезисами:
когнитивная сфера сознания < область производства знания и ответа на вопрос: что есть что?
мотивационная сфера сознания < область определения ценностных ориентиров и поиска ответа на вопрос: во имя чего, каких целей?
нормативная сфера сознания < область проектирования отношения к миру на основе знаний и ценностных ориентиров в поисках ответа на вопрос: как, каким образом?
Укажите соответствие между теориями познания и их интерпретациями:
критическая эпистемология < теория познания, использующая в качестве метода критический подход, который выявляет основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания
скептическая эпистемология < теория познания, исключающая достижение какого бы то ни было достоверного знания иначе, чем методом радикального сомнения в подлинном существовании чего бы то ни было, цель которого - обнаружение абсолютно достоверных оснований знания, дающих реальную возможность снять это сомнение
онтологическая эпистемология < теория познания, основывающаяся на превосходстве онтологии над эпистемологией, метод которых заключается в том, что определенное нерефлекторное знание о реальности в качестве догматической основы предшествует объяснению того, как и почему эту реальность познает человек
Укажите соответствие между уровнями онтологической структуры сознания и их характеристиками:
осознание < информация о мире превращается в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности
надсознание < осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти
самосознание < осуществляется сознание к соотнесению о мире и знаний о себе, и своих желаниях и намерениях
Укажите соответствие между философами и их идеями:
Гадамер < слово естественного языка играет многими смыслами, оно не тождественно себе и этим отличается от однозначности научного термина
Хайдеггер < язык – не продукт бытия, а его жилище, дом
Э. Сепир, Б. Уорф < воспринимаемый и осмысливаемый «мир» бессознательно строится на основе определенных языковых норм
Укажите соответствие между философскими взглядами различных исторических эпох на проблему отношения человека к природе:
античная философия < природу воспринимали как полноту бытия
средние века < концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог
эпоха Возрождения < отождествление Бога и мира, Бога и природы
новое время < природа становится объектом научного анализа и поприщем активной практической деятельности человека