Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…
1. Как называется описание внешности героя в литературном произведении («Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло…»)?
2. Как называется средство иносказательной выразительности?
…потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…
3. Укажите название приема:
Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…
4. Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок…
Как называется элемент композиции: представление героев, места и времени действия до его начала?
5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
Задания с развернутым ответом
1. Охарактеризуйте общее настроение приведенного фрагмента.
2. Была ли жертва Нефеда бессмысленной?
3. Сопоставьте фрагмент из рассказа И.А. Бунина «Лапти» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какая тема и идея объединяет эти произведения?