Прочитайте фрагменты очерка В. Распутина «Байкал, Байкал...». Как вы думаете, какую речевую задачу решает автор текста?
Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить. Теперь мы стали иными. И всё-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия...
Байкал созд..н, как венец и тайна природы, не для производстве^, нн)ых потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него (в)волю воду, главное и бесце(н, нн)ое его богатство, любоват(?)ся его д..ржавной красотой и дышать его зап..ведным воздухом. Он (н..)когда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота (не)погубле(н, нн)ой, воздух незасорё(н, нн)ым, а жизнь в нём и вокруг него — (не)испорченной.
Это прежде всего необходимо нам.
Байкал, Байкал...
Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и от того, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое.
1. К чему призывает автор очерка? На какую проблему обращает внимание читателей?
2. Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие принадлежность текста к публицистическому стилю.
3. Спишите 2-й абзац, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.