Установите соответствие между понятиями и их определениями:
наука < сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности
парадигма < правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя её новой
теория < внутренняя непротиворечивая система знаний о части реальности (предмете теории)
проблема < объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
гипотеза < научное предположение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто
каузальная гипотеза < гипотезы о причинно-следственных связях между явлениями
контргипотеза < экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически
статистическая гипотеза < утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
фундаментальное исследование < исследование, направленное на познание реальности без учёта практического эффекта от применения знаний
прикладное исследование < исследование, проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи
монодисциплинарное исследование < исследование, проводимое в рамках одной науки
однофакторное или аналитическое исследование < исследование, направленное на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
комплексное исследование < исследование, проводимое с помощью системы методов и методик, посредством которых учёные стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности
поисковое исследование < исследование, в котором предпринимается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом
критическое исследование < исследование, проводимое в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
принцип объективного изучения исследуемых психических явлений < общепсихологическое положение о единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым опосредствованное изучение психических явлений путём анализа их объективных проявлений в деятельности представляет собой основной метод их познания
генетический принцип построения психологических исследований в психологии < общепсихологическое положение о том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, и исследователь стремиться восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретном историческом развитии
продольная (лонгитюдиальная) форма исследования < форма использования исследовательских методов (и методик), заключающаяся в продолжительном (занимающим года и даже десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых в целях выявления различных возрастных изменений их психики
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
анкетирование < один из наиболее распространенных методов исследования, применяемый в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и др. исследованиях, в процессе которого каждому лицу из группы, выбранной для исследования, предлагается письменно ответить на вопросы, поставленные в форме опросного листа
интерпретирование и описание < методы, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами)
«архивный метод» < специфический метод исследования, при котором психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.