Поставьте ударение в словах.
Алфавит, договор, процент, квартал, портфель, каталог, нефтепровод, мусоропровод, километр, досуг, арбузы, торты, жалюзи, щавель.
2 В каком ряду даны только существительные?
Ходьба, хождение, ходить, поход. Бег, желтизна, Лисицын, осень. Здание, Лисицын, явление, друг. Синь, синева, синька, иосинить.
3 Найдите «лишнее» существительное в каждом столбике и объясните, почему оно «лишнее».
пенсне зануда время
фортепиано соня бремя
кофе неряха семья
рагу драчунья пламя
колибри хитрюга стремя
1. Прочитайте рассказ В, Железникова и определите его основную мысль. Обоснуйте свою точку зрения.
Космонавт
На перемене я окликнул Княжина.
— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я, — Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
— Знаю, — ответил он, — Но мне надо. Это моя тайна.
— Тайна это или не тайна, — сказал ят — но на занятия физического кружка можешь не приходить. Если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном, то на физику у тебя не останется времени.
Княжин очень расстроился и даже побледнел.
2. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных. Какое из них имеет только одну форму числа?
3. В тексте вам встретилось слово кружки. Подумайте, чем являются слова кружки (уменьшительно-ласкательное слово от слова крут), кружки (секции), кружки (стаканы с ручкой). Как называются такие слова?
4. Назовите признаки разговорной речи в тексте: проанализируйте его лексику и синтаксис.
5. Составьте план текста и перескажите его от 3-го лица.
6. Чем увлекаетесь вы? Какие кружки, секции посещаете? У вас есть мечта, такая цель в жизни, как у героя рассказа? Что вы делаете и что нужно делать, чтобы её достичь? Напишите об этом.