Установите соответствие между типами выборок и их определениями
стратифицированная выборка < выборка, при отборе которой исследуемая совокупность разделяется на слои (страты)
многоступенчатая выборка < выборка, процедура построения которой разбивается на ряд этапов (ступеней), на каждом из которых меняется единица отбора
квотная выборка < выборка, при отборе которой производится разбиение генеральной совокупности на классы, из которых в дальнейшем определяется «квота» - объём выборки соответствующего класса
Установите соответствие между типами зависимых переменных и их определениями
одномерная переменная < переменная, при которой регистрируется лишь один параметр, который и считается проявлением зависимой переменной
многомерная переменная < переменная, при которой регистрируется множество параметров, и они в комплексе и есть проявление зависимой переменной
фундаментальная переменная < переменная, при которой известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, при этом параметры – аргумент, а зависимая переменная – функция
Установите соответствие между типами исследования и численностью выборки
корреляционный анализ < 30-35 человек
выявление различий на значимом уровне < общий объём ЭГ и КГ 50 человек при примерном равенстве
факторный анализ < количество испытуемых не менее, чем в 3 раза, должно быть больше числа изучаемых признаков
подвыборки мужчин и женщин < равное количество испытуемых
Установите соответствие между типами психодиагностических ситуаций, встречающихся в психологической практике, и их конкретными примерами
ситуация добровольной психологической консультации < консультация по проблемам семьи и брака
ситуация отбора испытуемых < профессиональный отбор, психологический отбор в учебные заведения
ситуация массовых обследований, участие в которых – обязательно < социологические, демографические исследования; обследование студентов-психологов, привлекаемых к участию в экспериментах
принудительные диагностические ситуации < аттестация инженерно-технических кадров; принудительная экспертиза (судебная)
Установите соответствие между типами психодиагностических ситуаций, встречающихся в психологической практике, и их содержанием
ситуация добровольной психологической консультации < испытуемый обращается к психологу по своей воле, окончательный выбор будущего поведения – за самим испытуемым
ситуация отбора испытуемых < испытуемый сам принимает решение о выборе профиля отбора (обучения), но после выполнения заданий уже не может повлиять на исход ситуации
ситуация массовых обследований, участие в которых – обязательно < принятие решения об участии человека в ситуации осуществляет другое лицо, о выходе из эксперимента – сам испытуемый
принудительные диагностические ситуации < принятие решения об участии человека в ситуации и выходе из неё принимает другое лицо (психолог), а не он сам
Установите соответствие между типичными ошибками экспериментаторов при оценке результатов деятельности испытуемых и их сутью
занижение очень высоких результатов (и наоборот) < привязка исследователем данных испытуемого к собственным достижениям
избегание крайних оценок < группировка всех данных выше среднего
завышение значимости свойств личности и заданий < завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания из серии и оценивание через эту призму
опосредованность оценки испытуемого < концепция экспериментатора о связи или противопоставлении тех или иных свойств личности
влияние событий < ошибки влияния ситуаций, эмоционально связанных с конкретным испытуемым
Установите соответствие между фазами планирования психологического исследования и их конкретным содержанием
определение и формулировка проблемы < разработка ведущей идеи, главного направления исследования, критический анализ проблемы и её современного состояния
определение цели, задач и гипотез исследования < уточнение проблемы, системный анализ объекта исследования, выделение его основных элементов, выбор гипотезы
выбор методов исследования < обоснование методов, которые будут использованы, и планирование срока проведения исследования
накапливание психологических фактов < обработка фактографического материала, качественный и количественный анализ первичных данных
оценка результатов исследования < сранение результатов с теоретическими знаниями, реализация их на практике