Соответствие между этапами психического развития младенца и возрастными периодами
уравновешивается преобладание возбуждения над торможением < к 4-м месяцам
зрительно-двигательная координация формируется < к 5 месяцам
подражание появляется < к 6-му месяцу
Соответствие основных вех языкового развития ребенка от 12 до 48 месяцев и возрастных стадий
понимает некоторые и может произносить отдельные слова < 12 месяцев
произносит до 50 слов < 18 месяцев
словарный запас превышает 50 слов, употребляет несколько двухсловных выражений < 24 месяца
словарный запас увеличивается до нескольких сотен слов, употребляются фразы длиной от 3 до 5 слов < 30 месяцев
словарный запас достигает примерно 1200 слов < 36 месяцев
хорошо владеет основными аспектами языка < 48 месяцев
Соответствие основных закономерностей развития мышления в дошкольном возрасте, определенных Ж Пиаже, которые можно определить как
эгоцентризм < неумение встать на чужую точку зрения
синкретизм < нерасчлененность детского мышления
трансдукция < переход от частного к частному, минуя общее
анимизм < одушевленность
артифициализм < искусственность, созданность мира
Соответствие стадий интеллектуального развития, выделенных Ж Пиаже с возрастными этапами
сенсомоторная стадия < от 0 до 1,5-2 лет
дооперациональная стадия < от 2 до 7 лет
стадия конкретных операций < от 7 до 11-12 лет
стадия формальных операций < с 12 лет
Соответствие стадий развития дружбы по Селиману с возрастными этапами
дружба основана на физических или географических факторах; дети эгоцентричны и не способны понять позиции других < 6 лет и младше
дружба основывается на идее взаимности и осознании чувств других; основу дружбы составляют социальные действия < 7-9 лет
дружба основана на идее подлинного равного обмена; появляется взаимное оценивание действий и представление об обязательствах < 9-12 лет
дружба понимается как устойчивые длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии < 11-12 лет и старше
Соответствие стадий развития мышления с предложенными возрастными периодами
наглядно-действенное мышление < от 1 года до 3,5-4 лет
наглядно-образное мышление < от 2,5-3 лет до 6-6,5 лет
наглядно-схематическое мышление < от 4,5-5 до 6-7 лет
словесно-логическое мышление < возникает в 5,5-6 лет и становится ведущим с 7-8 лет
Соответствие стадий развития сенсомоторного интеллекта по Ж. Пиаже и возрастных периодов
упражнение рефлексов < от 0 до 1 месяца
адаптация основных сенсорных и моторных структур < от 1 до 4 месяцев
развитие стратегий продлевания интересных впечатлений < от 4 до 8 месяцев
действия становятся более преднамеренными, возможен недолгий поиск предметов < от 8 до 12 месяцев
активное исследование методом проб и ошибок < от 12 до 18 месяцев
Соответствие этапов профессионального пути, предложенных Хейвигхерстом и возрастных отрезков
идентификация с работником < от 5 до 10 лет
приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия < от 10 до 15 лет
приобретение конкретной профессиональной идентичности < от 15 до 25 лет
становление профессионала < от 25 до 40 лет
работа на благо общества < от 40 до 70 лет
размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности < после 70 лет