Укажите соответствие между критериями «научности» знания и их описанием
наличие специализирован-ного языка < процесс производства новых знаний сопровождается образованием системы понятий, теорий, гипотез и т.д., т.е. идеальных форм, закрепленных в языке, не только естественном, но и (прежде всего) искусственном, специально созданном
использование специфических средств < научное познание осуществляется с помощью специальных средств - материальных (приборов, инструментов, оборудования и т.п.) и духовных, идеальных (идеализированных объектов)
строгая доказательность < научное знание претендует не только на формальную непротиворечивость, но и на подтвержденность фактами и (или) аргументами, обоснованность, достоверность, строгость, открытость для критики
опытная проверяемость < научное познание должно оставлять возможность многократного воспроизведения результатов
Укажите соответствие между основными историческими типами научной рациональности и их описанием
классическая < разумное объяснение познаваемой реальности, вытекающее из убеждения в полной независимости внешнего мира от исследователя, его познавательной активности
неклассическая < разумное объяснение реальности с учетом присутствия исследователя в акте познания, предполагающее включение в систему знания об исследуемом объекте той субъективности, от которой классический идеал научности стремился избавиться, отказывающееся от представления о знании как абсолютно точной копии объекта независимо от используемых средств и языка описания
постнеклассическая < разумное объяснение познаваемой реальности с учетом не только познавательных процедур, но и ценностных, мировоззренческих ориентаций субъекта, культурно-исторической обусловленности, предпосылочности знания, целевых установок исследовательской деятельности
Укажите соответствие между подходами и их описаниями:
системный подход < направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем (множеств элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство); ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину
структурно-функциональный подход < принцип исследования явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию)
субстратный подход < подход к познанию объекта, ориентирующий на изучение его субстратных характеристик, выявление его составных частей и их связей друг с другом с точки зрения обмена веществом и энергией
Укажите соответствие между понятиями и их описаниями
исходные основания < фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
идеализированные объекты < абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.)
логика теории < совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания
Укажите соответствие между понятиями и их описаниями
анализ < метод познания, в основу которого положены различные способы расчленения системы на составляющие элементы (реальное или мысленное разделение познаваемого объекта на составные части)
синтез < метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных сторон объектов и явлений в единое целое
абстрагирование < процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих)
Укажите соответствие между понятиями о науки и их описаниями
наука как особый вид деятельности < направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности
наука как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности < стремится обеспечить себе зону автономии и быть нейтральной по отношению к идеологии и политическим приоритетам
наука как социальный институт < связана с производством научно-теоретического знания