В Османском государстве общество делилось на два больших класса, которые видятся как основа социальной гармонии и порядка в обществе и необходимы для обеспечения здоровой общественной жизни. Один из них — правящий класс (аскери), состоящий из тех, кому предоставлены султанской грамотой религиозные или административные полномочия; второй — управляемый класс (реайя), не принимающий участия в управлении и состоящий из представителей различных религий и этносов. Обязанностью реайи, представителями какой бы религии или этноса они ни являлись, было поддерживать класс аскери путем производительной деятельности и уплаты налогов. Обязанностью же класса аскери во главе с султаном было осуществлять справедливую власть в стране в соответствии с исламскими нормами, состоящими из шариатского и обычного права, и обеспечивать благосостояние народа. Чтобы понять как следует структуру османского общества, следует полнее и ближе познакомиться с этими двумя классами.
Османская империя имела административное деление на эйалеты (провинции), которыет возглавляли губернаторы – бейлербеи (с 1590 г. – вали). Бейелбеи имели звание везира и титул паши, поэтому эйялеты часто называли пашалыками. Губернатора назначали из Стамбула и подчинялся великому везиру. В каждой провинции располагались янычарские корпуса, командующие которыми (ага) также назначались из Станбула.
Более мелкие административные единицы назывались «санджаками» во главе с военачальниками – санджакбеями. При Мураде III в империя состояла из 21 эйялета и около 2500 санджаков. Санджаки делились на уезды (каза), уезды – на волости (нахийе).
Основу социально-политической структуры Османской империи составляли самоуправляющиеся общины (таифа), сложившиеся во всех сферах профессиональной деятельности, в городе и в деревне. Во главе общины стоял шейх. Города не имели ни самоуправления, ни муниципального устройства. Они входили в систему государственного управления. Фактическим главой города был кади, которому подчинялись шейхи торгово-ремесленных корпораций. Кади регулировал и устанавливал нормы производства и продажи на все товары.
Согласно османскому пониманию, основную опору структуры общества составляют понятия: справедливость, государство, шариат, власть, армия, благосостояние, народ, образующие отдельные звенья «круга справедливости». Если нет одного из них, то государство и общество обречены на гибель.