Революция стала знаковым событием для российской литературы и искусства. Находились «новаторы», призывавшие покончить с наследием прошлого. «Во имя нашего завтра — сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы», — писал поэт В. Т. Кириллов. Он был членом возникшей в 1917 г. организации Пролеткульт. Члены этой организации отрицали культурные традиции общества и хотели заменить их новым, пролетарским искусством. Против таких крайностей выступил Ленин, осудивший попытки «выдумывать особую культуру». При этом вождь большевиков отмечал, что культурная политика «должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры». Задачам классовой борьбы соответствовал ленинский план монументальной пропаганды. В апреле 1918 г. был принят декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». В соответствии с ним на улицах городов появились монументы, изображавшие революционных деятелей.
Большую роль в политической пропаганде играли плакаты. Их использовали все стороны в Гражданской войне, но наиболее образными и многочисленными были советские плакаты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, Д. С. Моор). В. В. Маяковский активно работал в «Окнах сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Это была серия плакатов, в которой он выступал и как поэт, и как художник. Многие мастера живописи принимали участие в оформлении революционных праздников, массовых постановок (Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, М. 3. Шагал). Портретистом, изображавшим советских вождей, был И. И. Бродский.
Театры и кинематограф в Советской России находились в сфере деятельности Нарком проса. Новатором в режиссуре, идеологом «театрального Октября» проявил себя В. Э. Мейерхольд. В 1918 г. в Петрограде он поставил пьесу В. В. Маяковского «Мистерия-буфф». Спустя два года Мейерхольд создал в Москве «Театр РСФСР-1». Последователем театральной системы Станиславского был режиссёр Е. Б. Вахтангов. Он ставил пьесы классического репертуара, имевшие социальную направленность. В революционную эпоху продолжали работать многие выдающиеся мастера сцены. В 1920 г. было учреждено звание народного артиста республики. Первой этого звания была удостоена М. Н. Ермолова.