Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Основными формами, в которых осуществляется мышления или рациональное познание, является понятие, суждение и умозаключения.
И чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание сущности исследуемого объекта. Чувственное познание ограничивается фиксацией того, что лежит на поверхности явлений, и не в состоянии проникнуть в сущность. Абстрактное мышление может проникнуть в сущность, но оно не располагает необходимыми данными об исследуемом объекте. Эти данные доставляет чувственное познание.
Взаимосвязь чувственного и рационального в познании выражается не только в том, что они дополняют и предполагают друг друга, но и в том, что они взаимопроникают друг в друга. В живом созерцании имеет место мыслительная деятельность, в процессе которой происходит оперирование конкретными наглядными образами, в частности представлениями.
Воспринимая те или иные свойства исследуемого объекта, человек подводит их под имеющиеся у него понятия и таким образом осознает их. Но подведение частного случая под общее понятие и получение на этой основе вывода, содержащего новое знание, есть не что иное, как дедуктивное умозаключение – одно из форм мышления. Далее, фиксируя выявленные свойства объекта, человек сравнивает его с другими известными ему объектами и устанавливает его сходство с ними и различие. И это протекает тоже в форме умозаключения.
Итак, чувственное познание, отражающее исследуемый объект, органически связано с мышлением. Не является совершенно свободным от наглядных образов и абстрактное мышление. Оперируя абстрактными понятиями, оно должно иметь в поле своего зрения тот конкретный объект, сущность которого оно обязано раскрыть.