На рубеже XX-XXI вв. на смену советской модели культуры пришла новая — рыночная со всеми вытекающими отсюда отрицательными и положительными последствиями. К числу ее наиболее зримых черт можно отнести деидеологизациию, коммерциализацию, огромное влияние низкопробной массовой культуры и глобальной сети Интернет.
Кризисное состояние российской культуры усугублялось обвальным сокращением ее финансирования.
К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Особенно популярными среди молодежи стали «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Выросло число коммерческих вузов, вдвое увеличилась численность студентов (4 млн человек в 2003 г.). В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу, взяв на себя обязательство соответствовать европейским стандартам и принципам в сфере высшего образования.
Болонская декларация, подписанная в июне 1999 г. двадцатью девятью странами Европы, предполагает создание единой для студентов из стран Европы системы высшего образования.
В государствах с развитой рыночной экономикой при формировании госбюджета развитие образования и науки считается ведущим приоритетом.
Признанием достижений российской науки явилось награждение Нобелевской премией физиков академиков Ж.И. Алферова (2000), А.А. Абрикосова и В.Л. Гинзбурга (2003). Правда, эти премии они получили за изобретения, имевшие место в советские времена.
В литературе средствами СМИ усиливается популярность постмодернизма — заимствованная на Западе форма художественного протеста против общества потребления. В этом ключе начинают создавать свои произведения русские писатели (С.Д. Довлатов, В.В. Ерофеев. В.О. Пелевин и др.). К числу наиболее читаемых литераторов рубежа XX — XXI вв. можно отнести А. Битова, Т. Толстую. Е. Попова, Л. Петрушевскую, Д. Донцову, А. Маринину и др. Для них характерен отказ от социальности и морализма, отсутствие на страницах произведений положительного героя.
Отличительная черта времени — проведение большого количества различных фестивалей и выставок.