Предпосылки:
-католическая церковь говорила о бедности первых христиан, но сама жила в роскоши;
-церковь была очень дорогой для верующих и верующие видели, что их деньги шли на роскошную жизнь служителей этой церкви;
-особенно возмущала многих торговля индульгенциями - грехи отпускали
за деньги;
-священные книги были написаны на латыни, на латыни шли службы, а из простого народа этот язык почти никто не понимал, потому приходилось понимать христианство через толкования священников;
-церковь учила жить без грехов, но грехи многих её служителей были всем известны (некоторые папы римские почти не скрывали своих детей, хотя
внебрачные отношения - грех, а жениться католическому духовенству нельзя); -римский первосвященник требовал себе слишком много власти, был тезис о непогрешимости папы, фактически его буллы (воззвания), оказывались важнее Библии, хотя формально только её толковали;
-папа римский претендовал на власть над всем католическом мира, включая власть светскую, а правителям не нравилось такое вмешательство в их дела.
Поэтому отклик реформация нашла именно в Германии. Во Франции, Англии и других централизованных королевствах местная церковь фактически подчинялась королю, лишь формально - папе римскому. Но Священная Римская империя оставалась раздрооленнои, потому здесь папы вводили свои порядки.
С императором по этому поводу была договорённость - ему вполне хватало Испании, Сицилии и Южной Италии, которыми он владел как испанский король, а также Нидерландов, которые он получил как правнук Карла Смелого герцога Бургундии. Но местным германским князьям не нравилось самоуправство церкви. Им не нравились процессы инквизиции, которые забирали их подданных, и продажа индульгенций, которая их подданный разоряла и не давала в полной мере платить налоги светским феодалам. Потому некоторые из князей и поддержали реформацию.