Упадок Византии существенно повлиял как на территориальное разделение земель Евразии, так и на культуру и религию стран данного региона. Вместе со снижением власти Византии под давлением турок-османов, было ослаблено ее влияние на страны Балканского полуострова, а возрастающая роль торговых держав – Генуи и Венеции – привела к потере влияния Византии и в черноморской торговле. К началу XV века владения Византии сводились к Константинополю с несколькими близлежащими городами, Фессалонике и Пелопоннесу. Также упадок Византии имел последствия и в религиозной сфере. Теснимые турками, византийцы всячески стремились заключить церковную унию с католическим Римом, тщетно надеясь таким образом получить помощь от Запада в борьбе с османами. Поэтому Константинополь попытался поставить во главе русской православной церкви «своего» митрополита – им в 1437 году стал греческий иерарх Исидор, сторонник унии с католиками. Однако на Руси он не прижился и был низложен.
За низложением Исидора последовало событие, не имевшее аналога в истории Руси со времен крещения. В 1448 г. рязанский епископ Иона был «наречен во митрополиты» не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Таким образом, вековая зависимость в делах церкви от Константинополя оказалась поколебленной, и не только потому, что униаты победили там окончательно. Изменилась сама схема церковно-политических представлений русских людей. Считавшие дотоле нормой в вопросах веры подчиняться авторитету греков, они теперь сочли возможным претендовать на самостоятельность своей церкви.