17. Запишите, что объединяло этих исторических деятелей.
1) О. Кромвель и Наполеон Бонапарт 2) М. Робеспьер и А. Сен-Жюст 3) Людовик XVI и Наполеон Бонапарт 4) Ж.М. А. Вольтер и Д. Дидро
18. Выберите и запишите, что запрещал и что предписывал ислам:
1) быть покорными и терпеливыми;
2) употреблять свинину и спиртные напитки;
3) отправляться в паломничество в святые места;
4) совершать 5 раз в день намаз;
5) играть в азартные игры;
6) изображать людей и животных;
7) осуществлять джихад — «священную войну» во имя распространения или защиты ислама;
8) соблюдать пост;
9) заниматься живописью и скульптурой;
10) заниматься торговлей, ростовщичеством;
11) украшать мечети и книги орнаментом;
12) совершенствовать каллиграфию.
Разрешал -Запрещал -
IV уровень
19. Дайте характеристику огораживаниям по схеме:
Время Что это? Причина К чему приводило? Итоги
20. Соотнесите даты и события Нидерландской революции и запишите их в хронологическую таблицу:
1566 г., 1572 г., 1567 г., 1609 г., 1573 г. - 1576 г., 1575 г., 1579 г., 1581 г. События:
1) введение инквизиции, Иконоборческое восстание;
2) заключение Утрехской унии;
3) основание Лейденского университета;
4) всеобщее восстание в Нидерландах;
5) разгром испанцами Антверпена;
6) оборона Лейдена;
7) низложение Филиппа II и создание Республики Соединенных провинций (Голландии);
8) учреждение Совета по делам о мятежах;
9) признание Испанией независимости Республики Соединенных провинций.
Дата Событие
21. Дайте характеристику английскому и французскому Просвещению по приведенным признакам.
Признак Английское Просвещение Французское Просвещение
Отношение к власти Отношение к церкви Отношение к миру Отношение к человеку Отношение к науке Отношение к религии
22. Почему, на ваш взгляд, в России не:
1) развивались мануфактурная промышленность и торговля;
2) было удобных выходов к морям;
3) было условий, которые бы способствовали развитию торгового и культурного обмена;
4) было ни сильной регулярной армии, оснащенной современным оружием, ни военно-морского флота, ни развитой мануфактурной промышленности?
Дайте свободный ответ.
23. Узнайте, кто это:
1) Он родился в обедневшей рыцарской семье. Родители отдали его на обучение в монастырь, но он бежал оттуда и затем учился в различных университетах Германии. Он был яркой фигурой среди немецких гуманистов. В книге «Письма темных людей» он обличал противников свободомыслия и знания, высмеивал образ жизни священников, торговлю «отпущением грехов» за деньги (индульгенции), вымогательство папского двора. «Неужели немцы не поднимут оружия против тех, кто грабит бедных?» — спрашивал писатель.
2) У него нет стремления к наживе. Из своего дохода он часть откладывает для своих детей, а остальное раздает полными руками. Еще будучи адвокатом, он помогал всякому, заботясь более о его выгоде, чем о своей собственной. Он стал популярнейшим гражданином в своем родном городе. Два раза ему пришлось быть послом, и славный король Генрих VIII перетащил его ко двору. Ни тени высокомерия не коснулось его при дворе. Все могущество своего положения, все влияние свое на короля употреблял он лишь на благо государства, на умиротворение людей. Поистине он — высший защитник бедных в государстве. Никто не благотворит охотнее его, не требуя взамен никакой благодарности.
3) Больше сорока лет он был придворным художником короля Филиппа IV и жил в городе Мадриде, был самым замечательным художником того времени.
На пьедестале статуи, воздвигнутой в честь художника в Севилье, написано: «Живописцу правды».
4) Он родился в семье юриста в Германии. Но образование получил в городе Антверпене (Фландрия). В 1600 г. отправился в Италию, где познакомился с творчеством знаменитых итальянских художников. В 1608 г. художник вернулся во Фландрию и целиком посвятил себя напряженной творческой работе. С глубочайшим реализмом и пространственным размахом художник передает картины природы. Его творчество во многом определило развитие фламандской школы живописи.
5) Будущий художник родился в семье богатого мельника. Учился в Лейденском университете, который оставил ради занятий живописью.
Пора наибольшего творческого успеха — 1630-е гг. Находился под влиянием итальянского барокко. Художник писал огромное число заказных портретов, серьезно занимался графикой, причем использовал в основном библейские, евангельские сюжеты.
6) Самым талантливым из министров был человек незнатного происхождения, выходец из третьего сословия. Он купил себе государственную должность и дворянское звание. Благодаря своим способностям и трудолюбию стал ближайшим помощником короля. Он хотел обеспечить Франции экономическое могущество в Европе. Поэтому поддерживал развитие мануфактур: оказывал им всевозможную помощь и предоставлял льготы, стремясь защитить от иностранной конкуренции, вводя высокие пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Благодаря его протекционистской политике государственная казна значительно пополнилась. Он получил Францию с 87 млн ливров долга, а оставлял ее через 22 года титанических усилий со 105 млн ливров дохода. Но работа, не щадя себя, поиск средств на содержание королевского двора и ведение бесконечных войн в конце концов привели к смерти этого выдающегося человека в возрасте 64 года. Он надорвался под тяжестью своей ноши. Именно о нем сказал перед своей смертью всесильный кардинал Дж. Мазарини: «Государь, я обязан Вам всем. Но я рассчитался полностью, оставляя Вам ... ».
7) Выдающийся немецкий просветитель владел шестью языками, изучал минералы, ботанику, физику. Став первым министром герцогства Саксен-Веймарского, он провел ряд умеренных реформ, мечтал об установлении на Земле царства Разума с помощью искусства и античной культуры. Поэтический гений сочетался в нем с политической умеренностью, неприятием революции.