В науках историко-гуманитарного цикла, истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания, - это
(*ответ*) интерпретация
В основе классической рациональности лежали представления о
(*ответ*) возможности построить объективную, истинную, общезначимую, законченную, целостную картину мира
(*ответ*) причастности человеческого ума к Божественному или Космическому разуму (Логосу)
(*ответ*) принципиальном изоморфизме структур и законов бытия и мышления
неспособности человеческого разума проникнуть в сущность (субстанцию) вещей
влиянии человеческой субъективности на результаты и процедуры познавательной деятельности
В постструктурализме наблюдается тяготение к
(*ответ*) релятивизму
(*ответ*) иррационализму
(*ответ*) фрагментарности
универсализму
В рамках _ подхода, история представляется как всемирный исторический процесс на основе восходящего движения, возникающего в ходе диалектического взаимодействия материальных производительных сил и производственных отношений
(*ответ*) формационного
В рамках классической рациональности
(*ответ*) законы истории совпадают с законами трансцендентного разума
(*ответ*) история представляется как процесс телеологический, финалистский
человек помещается в поток постоянно изменяющейся реальности
утверждается, что человек упорядочивает историю сообразно своим представлениям
В рамках неклассической рациональности
(*ответ*) наблюдается недоверие к суверенности разума отдельного человека
(*ответ*) обращается внимание на внерациональные сферы личности
признается историчность человеческого разума
акцентируется внимание на процессах коммуникации
В рамках немецкой историософии общество понимается как
(*ответ*) живая органическая целостность
(*ответ*) продукт культуры, культурное пространство
рациональная совокупность индивидов
рациональная совокупность социально-политических институтов
В русле марксизма, цивилизация - это, прежде всего
(*ответ*) более высокий уровень развития, выходящий за пределы «естественного» общества
(*ответ*) инструмент комплексного материалистического подхода, в рамках которого уровень материальной культуры рассматривается в качестве основного критерия развития
просветительский термин
движущая сила истории
В современной философии истории преобладает стремление искать смысл истории в рамках
(*ответ*) самой истории
исторических универсалий
телеологии
надысторических законов
В ХХ в. _ предстает как сложно устроенное, развитое общество, в котором важное значение имеют экономические факторы, социальная система, моральные принципы регуляции отношений, политическое устройство, практические знания, эстетические идеалы
(*ответ*) цивилизация
В центре внимания представителей Баденской школы находились вопросы _ познания
(*ответ*) научного
(*ответ*) гуманитарного
религиозного
естественнонаучного
В центре научного внимания Риккерта находится проблема
(*ответ*) автономии исторического познания
общезначимости наук о культуре
поиска некоего общего основания или субстанции внутри наук о природе
поиска некоего общего основания или субстанции внутри наук о культуре
Вещественные элементы процесса труда, характеризующие отношение человека к природе, в концепции Маркса, - это «_ силы общества»
(*ответ*) производительные
Виндельбанд делит науки на номотетические и
(*ответ*) идеографические
Внешнее проявление («манифестация») внутренних, глубинных и поэтому неявных структур – это
(*ответ*) эпифеномен
Во второй половине XIX.в. возникает новая наука, предметом исследования которой стало общество как сложный организм, находящийся в процессе изменений, являющихся результатом столкновения различных социальных групп, - это _
(*ответ*) социология