Соотнесите персоналии и их характеристики
Ю.Хабермас < немецкий философ и социолог; главную задачу видит в нейтрализации антагонистических противоречий в обществе посредством публичных дискуссий и постепенной «ликвидации» идеологии, что должно способствовать установлению в обществе «свободных от принуждения коммуникаций
А.Шюц < австро-американский философ и социолог, основатель феноменологической социологии; предложил свою версию понимающей социологии, пытаясь решить поставленную Э.Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных категорий с миром повседневности, непосредственности знания и деятельности
Р.Дарендорф < немецкий социолог; разработал теорию классов и классового конфликта, которую он противопоставляет как марксизму, так и теориям классовой гармонии
Соотнесите персоналии и их характеристики
Э.Гидденс < социолог-теоретик; рассматривает наиболее фундаментальные проблемы, связанные с выяснением характера социальной теории и выявлением сложных линий ее взаимосвязи с философией
Дж.Мид < американский философ и социолог, в его концепции общество и социальный индивид взаимодействуют друг с другом в ходе межиндивидуальных процессов принятия роли другого, других и «обобщенного другого» - этапов превращения физического организма в социальное Я
Ю.Хабермас < немецкий философ и социолог; главную задачу видит в нейтрализации антагонистических противоречий в обществе посредством публичных дискуссий и постепенной «ликвидации» идеологии, что должно способствовать установлению в обществе «свободных от принуждения коммуникаций»
Соотнесите подсистемы, которые Т.Парсонс выделяет в системе действия, и их функции
биологическая система < выполняет функцию адаптации
система личности < выполняет функцию целеполагания
культурная система < выполняет функцию "поддержания образца"
социальная система < выполняет функцию интеграции
Соотнесите подсистемы, которые Т.Парсонс выделяет в социальной системе, и их функции
экономическая система < функция — адаптация
политическая система < функция — целедостижение
система "социетальной" общности < функция — интеграция
система социализации < функция — "поддержание образца"
Соотнесите положения об обществе и общественной жизни структурного функционализма и теории конфликта как двух противоположных моделей, рассматриваемых в концепции П.Коэна
нормы и ценности — это основные элементы общественной жизни < интересы — основные ценности общественной жизни
общественная жизнь включает обязательства < общественная жизнь включает стимулы и принуждения
общества всегда связаны < общественная жизнь всегда — причина разногласий между людьми
Соотнесите положения об обществе и общественной жизни структурного функционализма и теории конфликта как двух противоположных моделей, рассматриваемых в концепции П.Коэна
общественная жизнь зависит от солидарности < общественная жизнь порождает противоположности (контрасты) и враждебность
общественная жизнь основана на взаимообмене и взаимодействии < общественная жизнь порождает структурные конфликты
общественные системы основаны на согласии < общественная жизнь порождает личностные интересы
Соотнесите положения об обществе и общественной жизни структурного функционализма и теории конфликта как двух противоположных моделей, рассматриваемых в концепции П.Коэна
общество признает законную власть < социальные различия включают власть
общественные системы интегрированы (объединены) < общественные системы плохо интегрированы и отягощены противо-речиями
общественные системы склонны к продолжению существования < общественные системы склонны к изменениям
Соотнесите понятия и их определения, используемые в теории Ю. Хабермаса
стратегическое действие < действие, управляемое эгоистическими целями, при достижении которых принимается во внимание влияние поведения хотя бы одного иного индивида
нормативное действие < социальное действие, целью участников которого является достижение взаимовыгодных экспектаций, осуществляемое посредством подчинения своего поведения разделяемым ценностям и нормам
коммуникативное действие < действие, целью которого является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации
Соотнесите понятия и их определения
структурная психология < направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции
теория обмена (по Хомансу) < теория, которая имеет дело с социальным поведением как обменом деятельностью, осязаемой или неосязаемой и более или менее вознаграждаемой или ценной, между по меньшей мере двумя лицами
этнометодология < социологическая дисциплина, исследующая процессы становления и функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального взаимодействия
Соотнесите понятия и их определения
фонология < раздел лингвистики, исследующий минимальные единицы звукового строя языка
семиотика < учение о (графических) признаках и о рядах знаковых форм
доктрина < систематизированное идеологическое или философское учение; часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма
понимание < специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия