Установите последовательность предложений в тексте
Ведя происхождение из раннего средневековья, героический эпос принял классическую форму и пережил период активного бытования в XII, XIII и отчасти XIV вв.
К этому же времени относится и его письменная фиксация.
Жесты имеют объем от 900 до 20 000 восьми- или десятисложных стихов, связанных ассонансами
Они состоят из особых, неравных по размеру, но обладающих относительной смысловой законченностью “строф”, называемых лессами
Установите последовательность предложений в тексте
В основе “Песни о Роланде” лежит исторический факт, сообщаемый придворным летописцем Карла Великого Эйнхардом: в 778 г. Карл после не слишком удачного похода в Испанию пустился в обратный путь через Пиренеи
В Ронсевальском ущелье ночью, из леса, на арьергард франков разбойничьи напали баски, захватили обоз и перебили большинство охранявшего его войска
В числе погибших Эйнхард упоминает и некоего Хроудланда, “главу бретонской марки”
Отомстить за своих франкам не удалось
Установите последовательность предложений в тексте
В целом картина действительности, нарисованная в “Песни о Роланде”, имеет простой и величественный вид: это монолитный христианский мир (мир “своих”), со всех сторон - от Северной Европы до Северной Африки - окруженный столь же монолитным миром “язычников” (“чужих”)
По своей функции в поэме эти “чужие” - все те же, что и в архаическом эпосе, но только принявшие более историзированное обличие реально существовавших мусульман
Поэтому они нуждаются в постоянном отпоре и в пределе - в уничтожении
Этим и мотивируется священный характер войны Карла
Установите последовательность предложений в тексте
Этим объясняется особая цельность поэмы
Прежде всего она последовательно устраняет любое возможное разнообразие реального мира, оставляя лишь то, что соответствует принципу героической идеализации
Например, о бытовой стороне жизни в “Песни” не говорится ни слова - так, словно ее вообще не существует
Любовная тема едва намечена и не играет никакой организующей роли
Установите последовательность предложений в тексте
В изображении войны и военных действий фигурируют только герои-рыцари, а скажем, о пехоте даже не упоминается, хотя ее реальное значение было довольно велико
Церковь как институт, сыгравший большую роль в консолидации христианского мира против мусульман, отодвинута в “Песни” далеко на задний план
Для поэмы важна правая вера, а не церковь, и потому борьбу здесь возглавляет не папа, а Карл
Даже архиепископ Турпин изображается прежде всего как мужественный воин
Установите последовательность предложений в тексте
Смысловая структура “Песни о Роланде” образована двумя пластами, глубоко укорененными друг в друге, но тем не менее не вполне совпадающими между собой
Это, с одной стороны, собственно эпико-героический пласт, а с другой - пласт “феодально-рыцарский”
Роланд и все прочие персонажи поэмы - прежде всего рыцари
Все они без исключения (в том числе и “изменник” Ганелон) хранят верность своему королю, однако эта верность идеализируется лишь постольку, поскольку перерастает в эпическую верность всему коллективу
Установите последовательность предложений в тексте
Ганелон обижен Роландом (“Роланд добра и злата мне недодал, / Послал меня на смерть и на расправу”), уверен, что тот хочет его погубить, предлагая возглавить опаснейшее посольство к Марсилию
Будучи рыцарем “без страха и упрека”, он принимает на себя это поручение, хотя отправляется почти на верную смерть
Вместе с тем он пользуется неотъемлемым правом феодала объявить Роланду усобицу как своему врагу и делает это прилюдно, “официально”
Он ни в чем не грешит против рыцарской чести и в этом смысле не является ни “предателем”, ни “злодеем”
Установите последовательность предложений в тексте
Вместе с тем “Песнь о Роланде” пронизана не просто героическим, но героико-трагическим пафосом
Причина трагизма, однако, вовсе не в мести Ганелона, которая лишь мотивирует создание необходимой сюжетной ситуации, а в самой природе эпического героизма
Концентрируя в себе безмерные силы коллектива, отвага эпического героя также безмерна
Этой отваге в принципе не может быть поставлено никаких внешних пределов: Роланд не способен испугаться ни десятков тысяч врагов, ни самой смерти
Установите последовательность предложений в тексте
Все дело, однако, в том, что эпический герой, взывающий о помощи, - уже не герой, ибо изменяет своему героическому характеру
Роланд отказывается трубить в рог вовсе не из-за “безрассудства” или “сумасбродства” в современном значении этих слов, но исключительно из невозможности встать ниже своего эпического положения и тем “посрамить род”
В чисто событийном плане Роланд гибнет под ударами врагов, а в смысловом - под тяжестью своего героического характера
Эпический героизм оборачивается трагизмом как своим логическим следствием, но вместе с тем сам трагизм служит лишь высшим апофеозом героики
Установите последовательность предложений в тексте
Важнейшая роль в поэзии XVI в. принадлежит неолатинским поэтам,т.е. авторам, писавшим преимущественно или исключительно на латыни
Их было около 700, и по объему им принадлежит около половины поэтической продукции, созданной за столетие
Неолатинские поэты (Соломон Макрен, прозванный “французским Горацием”, Жермен де Бри, Никола де Бурбон и др.), вдохновляемые итальянским примером, довели до логического конца гуманистическую мысль о превосходстве древних языков над современными
В этом было не презрение к собственной нации, но противопоставление “природы” и “культуры”