Установите соответствие между понятиями и их определениями между типом поведения в зрелом возрасте и его характеристикой (по В.И.Ковалеву)
стихийно-обыденный тип < личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; поведение человека ситуативно, безынициативно
функционально-действенный тип < личность активно организует течение событий, направляет их ход, но инициатива охватывает лишь отдельные периоды течения событий
созерцательно-пролонгированный тип < личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, отсутствие четкой организации времени жизни
созидательно-преобразующий тип < личность осуществляет организацию времени жизни, связывая ее со смыслом жизни, творчески овладевает временем
Установите соответствие между типами приспособления к старости (по Д.Бромлею) и их определениями
конструктивное отношение < человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию, оптимистически относится к жизни, имеет высокую самооценку благодаря успеху, достигнутому в жизни
отношение зависимости < у человека сформирована психологическая зависимость от других, нет высоких жизненных притязаний, он легко выходит на пенсию, а семья, как правило, обеспечивает ему ощущение защищенности
оборонительное отношение < человек стремится к самообеспеченности, отказывается от помощи, прямолинеен в поступках и суждениях, стремится к эмоциональной сдержанности
враждебное отношение < человек агрессивен, подозрителен, приписывает свои неудачи другим людям или организациям
самовраждебное отношение < человек ощущает одиночество, чувство ненужности, ожидает смерть как избавление от страданий
Установите соотвтетствие
филогенез < развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность
онтогенез < индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни
антропогенез < развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, предельная временная дистанция, начинающаяся с возникновения Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем
Установить порядок периодов развития самосознания по их характеристике
узнавание себя в зеркале
называние себя по имени в третьем лице
называние себя в первом лице
первичная самооценка
Установить соответствие между закономерностями возрастного развития и их характеристиками
компенсаторность < психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных
необратимость < развитие в направлении от прошлого к будущему
преемственность < все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь
Установить соответствие между закономерностями возрастного развития и их характеристиками
сензитивность < присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов
индивидуализация < неповторимое своеобразие психики и личности
вариативность < отсутствие жесткой предопределенности, конечные формы психического развития не заданы, однако они происходят по образцу, который существует в обществе
Установить соответствие между закономерностями возрастного развития и их характеристиками
гетерохронность < разновременность развития: хронологический, биологический, социальный и психологический возраст могут не совпадать
многонаправленность < на каждом отрезке жизненного пути психическое развитие характеризуется не только ростом, но и упадком, потерями (причем в течение жизни происходит изменение их соотношения)
сензитивность < присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов
Установить соответствие между названием подростковой группы и ее характеристикой
диффузная группа < группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально, в ней нет психологического и организационного единства
ассоциация < группа, имеющая общую цель и структуру
кооперация < группа, имеющая общую цель, структуру, организационное и психологическое единство, групповую подготовленность к определенной деятельности, для нее характерен групповой эгоизм и индивидуализм, она противопоставляет себя другим группам
коллектив < группа с высоким уровнем социального развития, в ней преобладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, ей не свойственна отгороженность, кастовость, групповой эгоизм, для ее членов характерна эмоциональная и психологическая совместимость