Композиционным центром города Киева времени Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвященный Божественной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда входили:
(*ответ*) митрополичьи палаты
(*ответ*) княжеский дворец
княжеский терем
митрополичий дворец
Космическая символика предполагала восприятие византийского храма как уменьшенной модели вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола -землю, алтарь символизировал рай, а западная половина - ад; в соответствии с этим располагались и росписи. В самой верхней точке храма на своде купола помещалось изображение Пантократора - Христа Вседержителя - Творца и Главы Вселенной. Все остальные изображения должны были связать фигуру Христа с
(*ответ*) молящимися
Кроме «мерцающей живописи», храм Софии Киевской украшен фресками, прославляющими _ власть
(*ответ*) царскую
божественную
государственную
митрополичью
Кроме фаюмского происхождения, происхождение икон связывается и с портретным изображением _
(*ответ*) римского цезаря
спартанского царя
христианского святого
египетского фараона
Лирический образ Богоматери с Младенцем, носящий в Византии название «Елеуса», развился из иконографического типа Одигитрии не позднее _ в.
(*ответ*) XII
X
XI
XIII
Мозаика в интерьере грузинского храма представляет собой живописную поверхность:
(*ответ*) материализованную в камне
(*ответ*) активно «работающую» в стеновой конструкции, влияющую на архитектонику всего сооружения
(*ответ*) акцентирующую роль апсиды для молящихся
акцентирующую роль амвона для молящихся
акцентирующую роль атриума для молящихся
Мозаика грузинского храма, подобна восточно-византийскому типу, развивалась в соответствии с византийским влиянием и с учетом местных особенностей национальных традиций:
(*ответ*) зодчества
(*ответ*) изобразительных искусств
выразительных искусств
ремесел
искусства эмалей
Мозаика могла располагаться как на полу, так и стенах грузинского храма, но главным образом сосредотачивалась в конхе апсиды и наряду с другими средствами литургического воздействия на верующих превращала интерьер в благолепный вид; в целом она выполняла в интерьере функции:
(*ответ*) сакральные
(*ответ*) декоративные
реминисцентные
инкрустационные
оптические
иллюстрационные
Н.П. Кондаков выделяет несколько стилистических групп в византийских типах Богоматери с XI по конец XIII столетия:
(*ответ*) норманнскую
(*ответ*) бенедиктинскую
(*ответ*) римскую
(*ответ*) венецианскую
(*ответ*) средне-итальянскую
греко-итальянскую
позднегреческую
проторенессанскую
На Афоне, одном из трех зубцов полуострова Халкидики в Эгейском море, ставшем духовным центром монашества, сложился своеобразный тип храма -триконха, с алтарными выступами с _ сторон
(*ответ*) восточной, северной и южной
западной, восточной и южной
западной, северной и южной
северной и южной
восточной и северной
западной и восточной