У действующих лиц пьесы Горького _ есть прошлое, призрачное настоящее, но практически нет будущего
(*ответ*) «На дне»
«Мещане»
«Дачники»
«Мать»
У Чехова к постановке «Вишневого сада» Станиславским было _ отношение
(*ответ*) негативное
восторженное
неопределенное
виртуальное
Установите соответствие
«кодекс человеческой воспитанности» < сформулированный А.П.Чеховым свод нравственных правил и постулатов, способный помочь любому человеку сделаться Человеком; в основе правил – труд, чтение, штудировка, воля, самовоспитание
«общая идея» < слова из повести А.Чехова «Скучная история», ставшие определением основной проблемы его творчества: поиск истинных жизненных ориентиров («настоящей правды»); такая идея придает цель и смысл жизни и делает человека сильным, способным противостоять испытаниям, выпадающим на долю чеховского героя
чеховский герой < представитель среднего слоя общества (мелкий чиновник, врач, учитель, художник, музыкант, священник, владелец магазинчика, лавки и т.д.), который стал определять картину жизни России 80–90-х годов XIX в., тип «среднего человека», обывателя, на которого тяжелее всего ложится груз переходной эпохи
Установите соответствие:
«новые формы писания» (Л.Н.Толстой) < определение новаторского характера творчества Чехова, во многом определившего пути развития литературы XX в.; наиболее адекватно воплощают чеховский принцип раскрытия художественной идеи: отсутствие готовых решений, стремление вовлечь читателя в процесс поисков истины, расчет на активность читательского восприятия, объективность и непрямое выражение авторской позиции, сочетающееся с лиризмом
подтекст < невысказанное напрямую (в тексте), но угадываемое отношение автора к изображаемому; неявный смысл, который может не совпадать с прямым, т.е. с тем, что говорят персонажи, повествователь; нечто недосказанное, но ощущаемое читателем по общему тону, настроению; одно из наиболее значимых средств чеховской поэтики
Чеховская деталь < особая деталь-символ; бытовая по фактуре, она вмещает множество смысловых планов и приобретает художественную самостоятельность, что позволяет писателю добиваться краткости и точности изложения («футляр» из «Человека в футляре», «тройка с бубенчиками» в «Ионыче», «серый забор с гвоздями» в «Даме с собачкой»)
«футлярные люди» < гротесково-метафорическое выражение жизни и мыслей людей скучных, серых, с «футлярным» образом мышления («как бы чего не вышло»), отгородившихся от «живой» жизни, мешающих «живым людям», делающих себя и их несчастными, губящих всё деятельное в России, с инерционным кодексом «беликовщины»
Установите соответствие:
«Ионыч» (1898) < рассказ, относящийся к зрелому творчеству Чехова, яркий образец чеховского мастерства «коротко говорить о длинных вещах»; раскрывает тему беспощадного действия на человека обывательской среды, засасывающей его, и ставит вопрос о необходимости «общей идеи», противостоящей этому процессу
«Дама с собачкой» (1899) < один из шедевров чеховской прозы, в котором избитый сюжет (курортный роман) преобразуется в повествование о любви, способной открыть для «среднего» человека «высшие цели бытия» и тем самым изменить его самого
МХАТ (Московский Художественный академический театр) < русский драматический театр, основанный в 1898 г. К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, открывший новые пути в мировом театральном искусстве благодаря так называемой системе Станиславского, реализовавшейся в первых постановках пьес Чехова
театр Чехова < новаторские пьесы («Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903)), определившие развитие мировой драматургии XX в.; в их основе лежат следующие принципы: «децентрализация» системы персонажей и отсутствие положительных или отрицательных героев, а также борьбы-интриги, которую заменяет противостояние каждого героя всей жизненной системе; «бессюжетность» пьес, представляющих собой слабо связанные эпизоды, объединенные не внешней, а внутренней общностью – «подводным течением», настроением, которое создает особая музыкальность и лиризм
Установите соответствие:
«подводное течение» (термин В.И.Немировича-Данченко) < особый характер действия в чеховских пьесах, когда нет активных внешних проявлений (обыкновенная жизнь с ее бытовыми заботами), но происходит напряженная внутренняя борьба, связанная с чувствами, душевными переживаниями, страданиями и радостями героев, которые их скрывают и лишь иногда, в оговорках, жестах, паузах, они прорываются наружу
«Вишневый сад» (1903) < итоговое произведение Чехова, в котором обобщаются достижения писателя, его новаторские художественные и идейно-философские принципы; пьеса о «несостоявшихся судьбах», человеческой неустроенности и сложности поиска ответа на «проклятые вопросы» о цели и смысле жизни; получила противоречивые трактовки, отразившиеся на её сценической судьбе
лирическая комедия < особая разновидность комедии, в которой доминирует лирическое начало, придавая комизму характеров, положений и даже фарсовым сценам своеобразный оттенок, несущий печать авторских раздумий над серьезными проблемами человеческого бытия; характерный жанр чеховских пьес
Установите соответствие:
поэтическая система И.А.Бунина < художественные принципы лирики, сложившиеся в начале 900-х гг., развивающие пушкинскую традицию реалистической поэзии: предельная точность слова; резкая прозаическая деталь; использование конкретных образов; четкость стихотворных форм («На распутье», «Крещенская ночь», «Лесная дорога»); продолжение лермонтовских мотивов тоскующего одиночества, ночной грусти, разочарования, но уравновешенных восхищением красотой и гармонией вселенной («Одиночество», «Ночь», «Вечер»); «живопись словом»; красота и гибкость стиля
универсализм Бунина < отличительная черта творчества писателя, одинаково ярко проявившего себя как прозаик, поэт, переводчик; свою прозу и поэзию он мыслил нераздельным единством («И здесь, и там одна и та же ритмика»)
лирическая проза < особый вид прозаического текста, в котором соединяются лирические и эпические начала, что выражается в формах открытой авторской субъективности, ритмизации, мелодичности и поэтической насыщенности языка при наличии объективности изложения и анализа событий и жизни героев; в русской литературе традиция лирической прозы связана с творчеством Гоголя, Тургенева, Чехова, а в начале XX в. развивается Буниным