Пролог
Однажды муми-папа сильно заболел и приготовился умирать. Но выздоровел и решил написать мемуары, чтобы в памяти других остались истории, которые он знал.
Предисловие
Уступая просьбам семейства муми-папа начинает писать мемуары.
Глава 1.
Будущего муми-папу подкидывают младенцем в дом подкидышей, где он получает тринадцатый номер.
Муми-папа рос как обычный малыш муми-тролль, задавал много вопросов и не понимал почему мир устроен именно так.
Как-то весной он понял, что вырос и нарушив запрет хемулихи, хозяйки дома подкидышей, вышел на берег реки. Он посмотрел на свое отражение во льду, топнул ногой и провалился в воду. Что-то коснулось его хвоста, и муми-папа стремглав выбрался на берег.
Муми-папа понял, что больше не может оставаться в доме подкидышей, написал хемулихе прощальное письмо, и удалился в ночь.
Он добрался до леса и с удивлением рассматривал огромные деревья. Узнав у местной ежихи, что в лесу нет хемулей, муми-папа решил построить здесь свой дом. Он начертил его на песке и сильно проголодался.
Тогда муми-папа пошел к ежихе и рассказал, что построил красивый дом. Ежиха захотела взглянуть на дом и муми-папа показал ей чертеж. Ежиха фыркнула и ушла, а муми-папа обрадовался, что не стал строить дом здесь, рядом с ежихой.
Он дошел до ручья и увидел водяное колесо. Здесь он познакомился с Фредриксоном с длинными ушами. Тот стал лучшим другом муми-папы, и для начала угостил его бутербродом.
Глава 2.
В то утро Фредриксон познакомил муми-папу со своим племянником Шнырьком, маленьким зверьком, который везде шнырял и жил в банке из-под кофе. Фредриксон спросил Шнырька, умеет ли тот писать и рисовать, и получив утвердительный ответ, отвел друзей к зарослям орешника.
За ними, на поляне, стоял настоящий пароход, построенный Фредриксоном. Фредриксон хотел, чтобы Шнырек написал красной краской название парохода - "Морской оркестр"
В навигационной каюте на палубе спал Юксаре, который всегда проходил туда, куда вход был запрещен.
Шнырек предложил всем перекусить омлетом, и Фредрисону на зуб попались шестеренки. Он сразу придумал куда их поместить, чтобы заставить вращаться гребной винт.
Потом Шнырек написал название корабля, правда с ошибкой, но это было не важно. И все стали собираться в путь. Большой проблемой стало спустить корабль в реку, но Фредриксон нашел выход.
Он повел всех к дронту Эдварду и предложил тому искупаться в реке. Эдвард согласился, и скоро вода вышла из берегов и с ревом хлынула на поляну. Корабль закачался на волнах и Фредриксон, встав к штурвалу, уверенно повел его меж деревьев.
Вдруг он увидел плывущую банку, из которой торчала мордочка Шнырька. Его чуть не забыли в спешке.
Друзья выловили Шнырька и отправились в путь.
Глава 3.
Корабль долго плыл по реке, пока вид одного залива не пробудил в Юксаре дурные предчувствия. Друзья услышали охотничий крик морры и увидели, как кто-то в страхе бегает по берегу.
Муми-тролль прыгнул за борт, и стал толкать к берегу кастрюлю, ранее выброшенную за борт Шнырьком вместо якоря.
Он спас Хемулиху и та сразу стала наводить на корабле порядок. Она заставляла друзей штопать носки и решила заняться их воспитанием. Муми-папа горько раскаялся в том, что спас хемулиху.
В дельте реки корабль окружила стая клипдассов, животных общительных, но любящих кусать все незнакомое. Хемулиха стала громко ругаться на них, а клипдассы схватили ее и утащили в море.
Корабль встал на якорь у скалистого берега и путешественники стали решать, плыть ли им в открытое море вслед за флотилией хатифнаттов, всегда стремящихся уплыть за горизонт.
Однако утро избавило путешественников от выбора. Корабль уже плыл в море. Оказалось, что маленький клипдасс спрятался в каюте и ночью перегрыз якорный канат.
Глава 4.
Путешественники наслаждались морскими видами, когда их догнала туча и спокойно уселась на палубе. Это было удивительно.
Два дня корабль плыл по спокойному морю, но на третий налетел шторм. Корабль болтало из стороны в сторону, друзья в ужасе хватались за все подряд, когда вдруг волнение прекратилось.
Туча взлетела в воздух и потянула за собой корабль. И теперь он плыл по воздуху. Сам корабль имел печальный вид, мачта сломана, водяные колеса смыты. Но все были живы и это главное.
Вскоре туча мягко опустила корабль на море и уснула на палубе. Впереди виднелся остров.
И тут у Юксаре опять появились дурные предчувствия.
Едва корабль коснулся берега и путешественники сошли на берег, как над ними навис дронт Эдвард, почему-то ужасно злой, и закричал, что нашел их.