«Религиозные организации, зарегистрированные в Российской Федерации»
1. Русская православная церковь
2. Российская православная автономная церковь
3. Русская православная церковь за границей
4. Истинно-православная церковь
5. Российская православная свободная церковь
6. Украинская православная церковь (Киевский патриархат)
7. Русская православная старообрядческая церковь
8. «Русская Древлеправославная Церковь»
9. «Древлеправославная поморская церковь»
10. «Греко-католическая церковь»
11. Армянская апостольская церковь
12. «Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов»
и др
Русская православная церковь (РПЦ) участвует в экономических отношениях. Экономическая деятельность регулируется в соответствии с законодательством тех стран, в которых располагаются её приходы (в России — согласно законодательству о религиозных организациях).
Каждый приход, монастырь, епархиальное управление (епархия), учебное заведение и иная структурная единица, находящаяся в каноническом ведении РПЦ, зарегистрирована Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация), которое, с точки зрения законодательства РФ, вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Вместе с тем, глава XV Устава Русской православной церкви, принятого в августе 2000 году на Архиерейском соборе, но не регистрировавшегося в Минюсте, гласит: «Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования и на иных законных основаниях, определяется настоящим Уставом, правилами, утвержденными Священным Синодом и „Положением о церковном имуществе“». По состоянию на начало 2009 года «Положение о церковном имуществе» ещё не утверждено. Пункты 18—20-й и 26—30-й указанной главы Устава определяют Русскую православную церковь как конечного обладателя прав собственности и распоряжения имуществом, находящимся в ведении её епархий, приходов, монастырей, духовных учебных заведений, братств и сестричеств.
Действующий Гражданский устав РПЦ, который был зарегистрирован в Минюсте (согласно требованию о перерегистрации религиозных объединений в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» как юридически обязательный документ, определяющий имущественно-правовой статус патриархии и финансовые полномочия конкретных лиц, не публиковался (публиковался Гражданский устав РПЦ, регистрировавшийся 30 мая 1991 года).
Совокупный доход всех структур РПЦ не поддаётся внешней оценке в силу децентрализованности бухгалтерии, малодоступности бюджетов приходов (утверждаются ежегодно на приходских собраниях, но за пределы прихода обычно не выходят), отсутствия доступа к бухгалтерской отчётности епархий и Патриархии, а также значительной доли «теневой составляющей» по терминологии Николая Митрохина и Михаила Эдельштейна (этим термином они обозначают незарегистрированные пожертвования и доход от неучтённых треб).
Доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов:
средства, полученные от продажи свечей;
пожертвования за требы и поминовения;
тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений);
доходы от торговли утварью и книгами.
В целях налогообложения, законодательство РФ рассматривает структуры Церкви, как и прочих религиозных объединений, в качестве НКО. Ввиду принятого в 2006 Закона «О некоммерческих организациях» и изданного в апреле 2006 года в его исполнение Постановления правительства РФ № 212, значительно ужесточивших требования государства к НКО в части финансовой отчётности перед Федеральной регистрационной службой (ФРС), юристы Патриархии добивались от правительства принятия упрощённой формы отчётности для религиозных объединений.2 апреля 2007 года Минюст внёс в правительство России поправки в Постановление № 212.