Основной конфликт в «Недоросле» Фонвизина состоит в столкновении устаревших, ушедших, отживших себя взглядов и устоев помещиков (Простаковых и Скотинина), с передовыми идеями и гуманными идеалами нового российского дворянства, представленного Софьей, Милоном и Правдиным. В «Недоросле» конфликт устаревших и новых ценностей рассматривается как на бытовом уровне (бессмысленное обучение и воспитания Митрофана, жестокое отношение к крестьянам), так и в государственных масштабах – Фонвизин осуждает «прогнившее» дворянство и подчеркивает необходимость проведения масштабных социальных реформ и просвещения общества.
Основной конфликт это произвол помещиков, что поддерживается высшей властью. Мы видим бесправие крепостных и мы наблюдаем, как Фонвизин раскрывает очень важную тему прошлого. Это все ужасы крепостного права, узаконенного рабства, где людей за скотов не считали. Поэтому, создавая образ Правдина, автор показывает, насколько важно все менять и пора начинать борьбу с произволом. Здесь же мы видим драматический конфликт комедии Фонвизина, где показана борьба Правдина и Стародуба с Простаковыми и Скотининым. Знакомясь с сюжетом работы Фонвизина, мы наблюдаем разорение крестьян. Мы видим издевательства над ними, слышим оскорбления, и самое ужасное, крестьяне, такие как няня Митрофана, даже не замечают этого. Они привыкли к такой жизни, к скотскому отношению, что даже не замечают, как их унижают.