Перед судом стоит босой мужичок в латаных портах и нечесаной копной волос. На вид он кажется очень суровым - это Денис Григорьев.
Следователь спрашивает его о гайке, за откручиванием которой Григорьева застал сторож. Григорьев переспрашивает и следователь несколько раз повторяет вопрос.
Наконец Денис говорит, что отвинчивал гайку, потому что она была нужна ему для грузила. Следователь не верит мужику и Григорьев обижается. Он говорит, что самый последний дурак не станет ловить рыбу без грузила, потому что иначе леска будет плавать по воде. Все ловят с грузилом и даже господа, и мальчишки.
Следователь говорит, что для грузила практичнее было взять свинец или гвоздик, но Григорьев возмущается - ведь свинец надо еще найти, а в гвозде нет нужного весу.
Следователь тоже возмущается и говорит, что из-за отвинченной гайки целый поезд мог сойти с рельс и погибнуть куча народа.
Денис даже обижается и отвечает, что сколько времени вся деревня гайки скручивала и еще не разу ничего подобного не было. Он даже пугается предположения о том, что он замышлял смертоубийство специально.
Следователь заявляет, что теперь понятно, почему в прошлом году сошел поезд с рельс.
Денис спешит с ним согласиться и говорит, что следователь умный и ему господь разумение дал, не то что ему, темному.
Следователь спрашивает про вторую гайку. Выясняется, что во дворе Дениса можно найти не одну гайку. И следователь объясняет Григорьеву, что тому грозят каторжные работы.
Денис все еще ничего не понимает и переминается с ноги на ногу. Следователь что-то пишет. Наконец Григорьеву надоедает стоять просто так и он робко спрашивает, можно ли ему идти.
Следователь отвечает, что должен отправить Григорьева в тюрьму. Денис пугается не на шутку. Он говорит, что ему нельзя в тюрьму, потому что надо на ярмарку, что про недоимки врет староста, и начинает перечислять своих братьев.
Следователь просит увести Григорьева, а тот все говорит, что брат за брата не в ответе и что лучше бы его высекли как полагается.