I.
Четырехлетний жеребец Изумруд проснулся ночью. Где-то рядом храпел конюх Василий, а напротив, сверкала глазами молодая кобыла Щеголиха. Изумруд заржал и рядом недовольно фыркнул Онегин, бурый жеребец. Жеребцы некоторое время обнюхивали друг друга, и все больше злились. Вот они закричали и забили копытами.
На лошадей закричал проснувшийся Василий, и жеребцы притихли. С тех пор как в конюшню поставили Щеголиху, они стали часто ссориться.
Изумруд пожевал сено и вспомнил конюха Назара, старого и ласкового, которого он любил больше всех. Один кусок сена отличался по вкусу, и Изумруд дожевав его, задремал.
II.
Перед рассветом Изумруд увидел во сне себя молодым, семимесячным. Он носился по лугу в траве, а рядом паслась его мать.
В конюшне стало светло. Василий раскрыл двери и выпустил козла. Появились остальные конюхи и стали задавать лошадям овес.
III.
Едва Изумруд доел, как его вывели во двор, на белую от инея землю. Назар вылил на жеребца ведро воды и стал растирать его.
Был день бегов и конюхи торопились.
Изумруда вытерли насухо, потом стали запрягать. Появился наездник-англичанин, который внимательно проследил за этим процессом и проверил подпруги.
Изумруда вывели на ипподром и он увидел знакомого белого жеребца, всегда скакавшего с ним рядом.
IV.
Наездник сел и Изумруда вывели на дорожку. Он побежал уверенно и ровно. Наездник позволил ему ускориться и Изумруд был ему благодарен.
В перерыве между бегами Изумруд углядел красивую кобылу и хотел познакомиться. но наездник поторопил его. Изумруд побежал как обычно быстро, но вдруг его обошел рыжий жеребец. Изумруд заволновался и хотел прибавить, но наездник удержал его. И вскоре торопливого рыжего жеребца вывели с поля, всего взмыленного и изможденного.
V.
Изумруд пропустил несколько заездов, но потом англичанин снова сел на него. Наездник управлял Изумрудом уверенно и спокойно. Он пока сдерживал жеребца, не давая ему бежать в полную силу, но Изумруд знал, что скоро он его отпустит.
Его соперник - могучий вороной жеребец, проходит призовой столб одновременно с Изумрудом, но с другой стороны диаметра арены. Наездник все еще удерживает Изумруда, но постепенно тот начинает настигать вороного. Вскоре Изумруд оказывается чуть впереди и наездник отпускает его. Изумруд летит и ему становится жарко. Крики с трибуны отвлекают его, но наездник держит его. И Изумруд разрывает контрольную нить, даже не заметив ее. Вороной отстает на семь секунд.
Изумруда отводят к трибунам и он видит, как шумят возмущенные люди. Они теребят ему шерсть, и кричат про фальшивого рысака, требуя вернуть деньги.
Изумруд не понимает этого, ведь он бежал хорошо. А англичанин пылает гневом и что-то кричит.
VI.
Изумруда отвели в конюшню и потекли скучные дни. Его больше не водили на бега. Какие-то люди осматривали его, а потом его погрузили в вагон и увезли в незнакомую конюшню.
Там он снова томился от бездействия, а люди продолжали приходить и осматривать его.
Главным на конюшне был вечно заспанный человек, которого Изумруд инстинктивно боялся.
Однажды этот человек крадучись вошел в конюшню и засыпал Изумруду овса. Изумруд удивился, но сжевал сладкий овес.
Вскоре у него начались рези в животе, быстро ставшие нестерпимыми. Глаза уже ничего не видели и Изумруд упал в какую-то холодную яму, в последний миг видя перед собой англичанина и Онегина.