Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показал войну правдиво и с беспощадным реализмом. Военные сцены открываются смотром войск под Браунау. До начала Отечественной войны остается целых семь лет. Но герои романа и вслед за ними сам автор уже здесь задаются вопросами: «Что такое война? Что такое героизм, подвиг?» И ответ напрашивается сам собой: война — это труд, страдание, кровь и гибель сотен и тысяч людей. Жестоким бессмысленным выглядит эпизод бомбежки отступающих русских войск у плотины Аугеста после проигранного Аустерлицкого сражения. Но не менее жуткое зрелище возникает перед нами в сцене голода в Павлоградском полку, который от голода и болезней потерял почти половину людей. С большой силой антивоенная тема начинает звучать в романе с началом Отечественной войны. И здесь она соединяется с темой патриотической, и тон писателя становится суровым и направлен против наполеоновского вторжения. Л. Н. Толстой называет войну «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». В словах автора и речах главных героев произведения, участников войны, звучит ее решительное осуждение. И для князя Андрея, и для капитана Тушина, и для Пьера, и для Долохова, и для многих других героев романа война — это «страшное дело». Даже для Николая Ростова, мечтавшего совершить героический подвиг. Герои романа Л. Толстого «Война и мир» осуждают войну, воспринимают ее как «страшную необходимость», но участвуют в ней, потому что от ее исхода зависит «вопрос жизни и смерти отечества».
Антивоенная тема также звучит и в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Показывая жестокие кровавые сцены расправы царских войск над Пугачевым и его войском, а также казнь защитников Белогорской крепости, поэт говорит нам, читателям, о своем протесте против братоубийственной войны. Война — это то, что противоречит человеческой природе; спасительно для людей — милосердие, а не кровь и смерть.
Юрий Живаго, герой одноименного романа Б. Пастернака, так и не смог принять действительность, где льется кровь и царит насилие. Он с одинаковым усердием врачует и партизан, и колчаковца Сережу Ранцевича. Молодой врач органически не переносит насилия, потому что оно разрушительно. Его возмущает расстрел партизанами группы заговорщиков, а главное — идея насильственного переустройства жизни. Революция отняла у Живаго все: семью, любовь, творчество. И он умер.
Таким образом, антивоенный пафос, созвучный лирическому герою стихотворения В.Маяковского, звучит во многих произведениях русских писателей.