Стихотворение «Гамлет» открывает цикл стихов Юрия Живаго. Темой стихотворения является выбор моральной позиции человека в мире зла и насилия. Начало сразу знакомит читателя с человеком, который попал на перекрёсток судьбы. Лирический герой старается осознать, осмыслить прошлое и настоящее. Слово «век» имеет обобщенное значение. Это не только «век» героя, а и столетие, эпоха. Лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Как видим, здесь герой безволен, он не в силах изменить того, что предназначено судьбой, и здесь стихия жизни диктует человеку свою волю.
Герой-одиночка характерен и для поэзии Лермонтова. В стихотворениях: «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу» лирический герой размышляет о своем месте в мире, он одинок, потому что ему противно бездействие современников, он чувствует себя чужим среди них. Как исправить ситуацию, герой не знает. И хоть, в отличие от героя Пастернака, лермонтовский герой не безволен, но безысходность – общий рок для них.
Стихотворение О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…» — отклик на страшную советскую действительность тридцатых годов. Мандельштам очень точно описывает приметы того времени. Огромное государство предпочитало молчать: «Наши речи за десять шагов не слышны…». За любое неугодное власти слово можно было попасть в лагеря или под расстрел. Атмосфера тотального страха царила в СССР. Безусловно, лирический герой стихотворения может расцениваться как бунтарь, хотя, безусловно, это бунтарь-одиночка.