Василий Шукшин неоднократно заставляет своих героев критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной стороны — идеал целесообразности, пользы — с другой. При этом все обожаемые герои Шукшина ненавидят непристойность, мещанство, корыстность. Отношение человека к бытию, это и есть основной критерий истинного, главное испытание героя на крепость.
Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома.
Такова «Калина красная» — повествование о трагической судьбе Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения... Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни... В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления.
Однако судьба Егора трагична. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное».
Миновало уже более двадцати лет, как не стало великого русского писателя Василия Макаровича Шукшина. Но и до сих пор не утихает острый интерес к его творчеству, его работы вызывают неутихающие споры и научные дискуссии