Тема мечты довольно широко представлена в русской прозе. Представлена так, что любой читатель может обнаружить, что он не одинок в своих фантазиях. Тема может быть раскрыта на примере рассказа Н. В. Гоголя «Шинель, повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», повести А. Грина «Алые паруса».
У гоголевского героя Башмачкина мечта приземлённая. И мечтать-то он начал лишь по нужде, когда убедили его в необходимости пошить новую шинель. Он не мечтает, а думает, рассчитывает, как уменьшить издержки на себя. И всё же, как только появилось у него это желание — завести себе новую шинель, «самое существование его сделалось как-то полнее, как будто он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». И жизнь приобретает окраску, какой-то смысл, разнообразие.
А мечтатель «Белых ночей» Достоевского тоже окрасил свою серую жизнь мечтой, а когда мечта рассыпалась, остался совершенно один в маленькой и сразу как-то постаревшей комнате с паутиной, в комнату эту только заглянул луч солнца и тут же спрятался... навсегда.
Иначе обстоит дело с мечтой Ассоль. Она умела мечтать, и её мечта превратилась в веру. Поэтому и стал реальностью корабль с алыми парусами. Алые паруса до сих пор олицетворяют собой надежду.