Исследователи устанавливают параллели поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» с другой поэмой — «Божественной комедией» Данте. «Божественная комедия» имеет три части — три ипостаси мира: «Ад», «Чистилище», «Рай». Поэма Гоголя по замыслу ее создателя тоже должна была иметь три части — три тома. В первом томе Гоголь погружает нас в какой-то фантасмагорический мир, где совершенно особые законы логики, законы реальности. Перед нами, по сути не Россия, а ее тень, некое запредельное, потустороннее пространство, где все узнаваемо и вместе с тем все перевернуто. Живые становятся мертвыми (образы помещиков), мертвые — живыми (крестьяне, которых покупает Чичиков, числятся живыми до очередной переписи).
После Стигийской низины Данте попадает в город Дит, а Чичиков в город N. Данте встречает демона Флегия, а Чичиков — стражника с усами словно на лбу и поэтому похожего на черта, Данте встречает окровавленных Фурий, существ, очень похожих на женщин, а Чичиков — «особенного рода существ, в виде дам в красных шалях и башмачках без чулок...».
Далее по тексту можно обнаружить и другие схожие с библейскими мотивы, такие, как мосты, напоминающие чертей, упоминания Страшного суда.
Исследователи отмечают близость образов губернаторской дочки и Беатриче. Беатриче ведет повествователя (она сменила Вергилия) к горним высотам, к свету. Губернаторская дочка также освещает Чичикову будущее. Н. В. Гоголь хотел провести сквозь все три тома, то есть от ада к раю, Чичикова и Плюшкина. Но воплотить замысел Гоголю не удалось.