Во всей поэзии, прозе, как и в живописи XX века, в театре, происходит смешение акцентов с изобразительности на выразительность, с воссоздания действительности на ее пересоздание и усложненную оценку, С одной стороны, революция 1905 года, а за ней еше более грандиозная, как буря вселенского масштаба, революция 1917 года вселяли великие надежды на стремительное обновление существующего феодально-буржуазного порядка, строя «сытых» и «самодовольных» мещан. С другой стороны, уже на переломе XIX и XX веков, а особенно в промежутке между революциями 1905 и 1917 годов, тема возмездия интеллигенции за праздную и «сытую» жизнь приобретала и откровенно апокалиптический характер. Грядущая революция, которую призывали, благословляли, идеализировали, все чаше пугала своей неуправляемостью, загадочностью, чисто русским (пугачевским и разинским) максимализмом. Весьма часто обе тенденции - радостное безоглядное приятие грядущего и боль за неизбежное слепое разрушительство - крайне сложно смешивались, совмещались в творчестве многих мастеров культуры этой эпохи. И смешивались нередко в отдельных произведениях, ставших именно благодаря такому смешению, взаимопроникновению противоречивых мотивов подлинной классикой XX века. Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Б. Пастернак
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.