С точки зрения неокантианства:
(*ответ*) исторический факт должен оцениваться философией через отнесение ее к общезначимым ценностям
(*ответ*) в истории самое ценное – жизнь личности
историческая ситуация может исследоваться только с позиций культур-центристской научной программы
история всегда деперсонифицирована
С. Хантингтон полагает, что основной конфликт эпохи заключается в противостоянии _ и
(*ответ*) современности
(*ответ*) традиционности
политики
идеологии
религии
Связь времени и пространства отражается в понятии _ времени
(*ответ*) местного
Системообразующее понятие концепции Шпенглера – это
(*ответ*) культура
экономика
религия
цивилизация
Ситуация, при которой существование данного общества оказывается под некоей угрозой, Тойнби называет «_»
(*ответ*) вызов
Следующая за Античностью культурная эпоха характеризуется господством христианской
(*ответ*) теодицеи
Согласно взглядам Тойнби:
(*ответ*) история образуется из ритма, который задается некоторыми вызовами мира, направляемыми человеку
(*ответ*) человек историчен лишь тогда и до тех пор, пока он творит
ликвидация цивилизационной обособленности может привести к исчезновению цивилизаций
мир, в котором человек живет, представляет собой только среду обитания
Согласно Коллингвуду, история должна:
(*ответ*) заниматься изучением деятельности людей в прошлом
(*ответ*) основываться на интерпретации источников
(*ответ*) быть наукой или ответом на вопросы
(*ответ*) служить самопознанию человека
быть тесно связанной с естествознанием
быть частью социологии
Согласно концепции А.Тойнби,
(*ответ*) «ответом» на «вызов» общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние
(*ответ*) отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию
(*ответ*) в конкретных условиях места и времени удачный «ответ» рождает «локальную цивилизацию»
любое общество можно понимать как «локальную цивилизацию»
автором «ответа» на конкретный «вызов» является общество в целом
Социальное время:
(*ответ*) неодинаково протекает в сознании отдельных классов и групп
(*ответ*) делится на время индивида и время поколения
(*ответ*) зависит от информационной емкости человеческого сообщества
(*ответ*) обладает пространственными характеристиками
ценностно окрашено
свободно от социокультурного содержания
Социология знания Шелера изучает:
(*ответ*) социально-культурную и историческую обусловленность знания
(*ответ*) существование знания в социальном контексте
«знание ради достижений и господства»
последовательность смены стадий развития знания: религии, метафизики, науки
Специфика парадигмальной ситуации в методологии истории в конце XIX – начале XX вв.:
(*ответ*) главное качество исторического исследования - взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом
(*ответ*) культур-центристское отношение к историческому знанию
представление о природе исторического факта - натуралистическое
отождествление исторического факта с естественнонаучным
Специфические черты повествований Геродота:
(*ответ*) близость к эпосу по своим формальным характеристикам
(*ответ*) фокус толкования сообщаемых данных о прошлом - настоящее
(*ответ*) главная задача – понять и объяснить в ретроспективе судьбы народов
рационалистическая обоснованность
религия - основное средство объяснения исторических фактов