Питирим Александрович Сорокин (1889–1968)
(*ответ*) русско-американский философ, социолог
(*ответ*) представитель позитивистской ориентации в русской социологии
наиболее заметный представитель русского религиозно-философского ренессанса начала ХХ в.
автор труда «Социализм и социальное движение в XIX в.»
Плеханов вводит в свою концепцию категорию «_» как влиятельный фактор и переменную величину, оказывающую не непосредственное, а косвенное, но существенное влияние на состояние производительных сил
(*ответ*) географическая среда
По Ковалевскому
(*ответ*) отрицать заимствование как фактор прогресса нет возможности
(*ответ*) диффузионизм и эволюционистская идея прогресса взаимодополняемы, образуют «единство истории»
прогресс объясняется двумя первопричинами: изобретению и заимствованию
не существует общности культурного развития
По Конту, второе теоретическое состояние – состояние метафизическое, или
(*ответ*) абстрактное
По Конту, первое теоретическое состояние - состояние теологическое, или состояние
(*ответ*) вымысла
По Конту, третье теоретическое состояние - состояние научное, или
(*ответ*) положительное
По мнению Булгакова, идея Прогресса
(*ответ*) имеет религиозные истоки
(*ответ*) включает в себя идею планомерности процесса
является краеугольным камнем социальной научности
ограничивает человеческую свободу
вытекает из подлинно научного марксистского анализа
По мнению Булгакова, теория прогресса, как и всякая религия
(*ответ*) содержит верование в то, что ее идеал осуществится
(*ответ*) включает в себя черты богословия (в данном случае в роли богословия выступают науки об обществе)
(*ответ*) опирается на веру в Высшее Существо, наделенное метафизическими, эмпирически неверифицируемыми чертами и атрибутами
отрицает как потусторонний мир, так веру в сверхопытное знание
стремится только к положительному знанию
По мнению В. Соловьева
(*ответ*) между религией, философией и наукой не может быть никакого преемственного отношения, т.к. такое отношение может быть только между предметами однородными
(*ответ*) Конт называет развитием сознания то, что по сути является историей науки
(*ответ*) расположение религии, философии и науки в одном ряду возможно только в чисто гносеологической модели познания по образцу естествознания Нового времени
сходство между «тремя фазисами» существует только в отношении познаваемого предмета
телеология и метафизика являются подготовительными ступенями развития человечества
По мнению В. Соловьева, человек на третьей стадии, стадии позитивной науки
(*ответ*) занимается исключительным открытием действительных законов явлений и процессов
(*ответ*) отрицает возможность абсолютного знания
концентрирует внимание на познании внутренних причин явлений
перестает искать начала и назначения мира
По мнению Грановского, начало всеобщей истории как науке было положено
(*ответ*) творчеством Б. Нибура
(*ответ*) творчеством Л. Ранке
школой исторического фатализма
повествовательной школой в истории
По мнению Данилевского, в истории имели место три рода взаимодействия между народами: пересадка, _и удобрение
(*ответ*) прививка
По мнению Данилевского, в природе существует
(*ответ*) «разумное руковождение» со стороны идеального, сверхъестественного начала
эволюционная трансформации видов
борьба за существование
естественный отбор как фактор изменения, совершенствования
По мнению Данилевского, историческое движение
(*ответ*) подчинено «скрытной гармонической предустроенности»
(*ответ*) существует только внутри каждого отдельно взятого замкнутого национального образования
(*ответ*) сходно с органическим процессом зарождения, процветания и старения
можно четко разделить на ступени, периоды или этапы