База историко-сравнительных исследований М.М. Ковалевского:
(*ответ*) западная позитивистская социология
(*ответ*) эволюционизм Конта, Спенсера
средневековая русская философия
концепция В. Соловьева
Базовая категория исторической концепции Плеханова:
(*ответ*) «производительные силы»
«естественный отбор»
«классовая борьба»
«диктатура пролетариата»
Базовые вопросы В.Соловьева при рассмотрении им закона трех стадий Конта
(*ответ*) насколько верно понимается позитивистами религиозное и философское (метафизическое) воззрение
(*ответ*) находились ли между собой в действительной истории религия, метафизика и наука в том преемственном отношении, какое утверждается в законе трех стадий
(*ответ*) верен ли закон, который постулирует, что именно позитивизм представляет высшую и последнюю стадию в развитии человеческого сознания
существуют ли качественные различия между теологией, метафизикой и наукой
что является общим знаменателем, позволяющим Конту расположить теологию, метафизику и науку в одном ряду
Бердяев различает время космическое, _ и экзистенциальное
(*ответ*) историческое
Бердяев считал, что человек
(*ответ*) есть существо коммуникативное
(*ответ*) полностью реализовать себя он может лишь в обществе
(*ответ*) утверждает себя только в служении сверхличным ценностям
по природе асоциален
творит только себя, а не мир
Бердяев устанавливает следующие основные признаки объективации:
(*ответ*) отчуждение объекта (мира явлений) от субъекта бытия (личности)
(*ответ*) поглощение неповторимо-индивидуального безличным, всеобщим
(*ответ*) приспособление к миру явлений, среднему человеку
(*ответ*) социализация человека
подавление необходимости
господство свободы
В «Критических заметках к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве отмечает:
(*ответ*) «личность для социологии есть функция среды»
(*ответ*) свобода поглощается необходимостью
экономический материализм подчиняет факт идее
бытие определяется сознанием
В гносеологическом плане, принцип целостности Киреевского
(*ответ*) проявляется в синтезе познавательных способностей человека
(*ответ*) «не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести, но обнимает всю цельность человека»
предполагает новое качественное единство церкви и мира
ведет к усреднению человеческой личности
В западничестве можно выделить следующие идеи социологического значения:
(*ответ*) анализ массового субъекта социальных преобразований (народ, классы)
(*ответ*) концепция социальных конфликтов
самобытность культурных типов
органичность социальной эволюции
В истолковании общественных процессов у Розанова доминируют:
(*ответ*) физиологизм
(*ответ*) биологизм
социологизм
диффузионизм
В качестве философского обоснования своих взглядов Бердяев разработал _ метафизику – своеобразное учение о конце мира и истории
(*ответ*) эсхатологическую
В области гносеологии Данилевский
(*ответ*) ориентируется на науку и религию
(*ответ*) выступает в качестве сторонника эмпиризма
(*ответ*) утверждает, что полного, точного и тождественного для всех представления об окружающем мире не может существовать, ибо люди воспринимают мир по-разному
отказывается от метафизических и религиозных оснований
стремится создать общую теорию устройства гражданских и политических обществ – теоретическое обществоведение