Для социологического анализа Ф.Теннис использует следующие категории:
(*ответ*) товарищество - господство
(*ответ*) отношения - совокупности - корпорация
(*ответ*) Gemeinschaft - Gesellschaft (сообщество - общество)
светское - священное
коллективное сознание - индивидуальное сознание - надындивидуальное сознание
Для Спенсера военное и промышленное общества - это
(*ответ*) два типа «социального характера»
(*ответ*) чистые типы, не фиксируемые эмпирически
(*ответ*) два типа общественного воспроизводства
последовательность исторического развития
этапы эволюции человечества
Для Спенсера, общество - это
(*ответ*) связное целое, поддерживающее внутри себя известное постоянство отношений
(*ответ*) структура, в которой воплощен некий общий направляющий принцип
множество, совокупность (аналогичная популяциям особей в биологии) культурных черт и форм
реальный организм
Для Тенниса воля
(*ответ*) является основанием взаимодействия людей
(*ответ*) может быть направлена на сохранение и утверждение чужой воли, а может быть разрушительна и негативна
представляет собой чисто психологический фактор
противопоставляется разуму
Доминирующим фактором изменчивости социальных явлений, по Конту, является
(*ответ*) действие универсальных неизменных законов
социальное действие
климат
раса
Жан-Жак Руссо (1712-1778) в своих сочинениях исходил из следующих представлений:
(*ответ*) люди в естественном состоянии равны между собой
(*ответ*) общество, тождественное государству, является результатом договора
(*ответ*) человек по своей природе не нуждается в других людях, он свободен и самодостаточен
(*ответ*) возникшая в результате договора ассоциация начинает жить собственной жизнью, по своим собственным законам
люди от природы враждебны друг другу
Зиммель о господстве и подчинении:
(*ответ*) господствовать может один человек или группа, некая социальная или идеальная объективная сила
(*ответ*) в явлении господства отражаются и качества личности, и социальные обстоятельства
господство, ориентированное на реализацию своей воли, - воздействие одного на другого, а не взаимодействие
господствовать всегда легче над малой группой, чем над большой
Зиммель об обществе и человеке:
(*ответ*) человек находится на скрещении социальных взаимодействий, но не исчерпывается ими
(*ответ*) общество «существует там, где во взаимодействие вступает множество индивидов»
общество творится человеком и не становится независимым от него
общество - единая, объединяющая индивидов форма форм
Зиммель отмечает: «Отношение одного духа к другому, которое мы называем _, есть основное событие человеческой жизни, соединяющее ее рецептивность и самодеятельность таким образом, что образуется нечто далее неразложимое, лишь могущее быть пережитым»
(*ответ*) пониманием
осознанием
объяснением
знанием
Зиммеля можно считать основоположником _, т.к. сущность всех социальных явлений он видел в контакте и взаимном влиянии
(*ответ*) интеракционизма
Значение количества участников для характера взаимодействия (по Зиммелю):
(*ответ*) увеличение группы - это и увеличение индивидуального пространства свободы
(*ответ*) взаимодействие есть даже там, где на первый взгляд осуществляется только одностороннее воздействие (одиночество, изолированность)
(*ответ*) по мере увеличения группы, члены ее становятся все менее похожими друг на друга
(*ответ*) усиление индивидуальности сопровождается деградацией группы
предельный случай обобществления - это два человека
Значительную роль в становлении публики Тард отводит
(*ответ*) СМИ
политическим партиям
семье
образовательным учреждениям