Доминирующую роль в культурологических исследованиях XIX-XX вв. играло(а)
(*ответ*) историческая компаративистика
востоковедение
африканистика
латиноамериканистика
Древние называли историка «_ времени» (translator temporis), т.к. он был не только хранителем, но и организатором времени как условного исторического пространства
(*ответ*) передатчиком
И. Валлерстайн рассматривает культуру как _, т.е. как надстройку над системой реальных глобальных связей
(*ответ*) эпифеномен
Идея _, в концепции Шпенглера, выполняет ту же функцию, что и прафеномен в морфологии растений Гете
(*ответ*) прасимвола
Изучение ментальности свидетельствовало об интересе к временным образам человека, своего рода «историческом _», стремящемся «остановить мгновение», чтобы восстановить исторически определенный способ «быть человеком»
(*ответ*) импрессионизме
Исследованиям Э. Леруа-Ладюри свойственны
(*ответ*) абсолютизация математических методов в историографии
(*ответ*) ссылки на биологический базис
классовая интерпретация истории
акцент на рациональных мотивах поведения
Исторические начала «кушитства» Хомякова – это
(*ответ*) рационализм
(*ответ*) подчиненность логической и вещной зависимости
свобода творческого духа
обращенность к личности
синтетическое восприятие мира
История – это «_», т.е. подвижный, становящийся, преходящий образ мира, из которого фантазия человека стремится (по Шпенглеру) «постичь живое бытие мира по отношению к собственной жизни и тем самым интенсифицировать ее действительность»
(*ответ*) гештальт
Исходные положения культурно-исторической теории Шпенглера следующие
(*ответ*) все культурные миры (существовавшие и существующие) равноценны
(*ответ*) история – то «настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования …»
(*ответ*) у человечества нет «никакой цели, никакой идеи, никакого плана», так как человечество либо зоологическое понятие, либо пустое слово
восхождение культуры обусловлено какой-либо неизменной тенденцией
развитые культуры «вращаются» вокруг западноевропейской культуры
К «отрицательным деятелям человечества» Данилевский относит
(*ответ*) гуннов
(*ответ*) турков
(*ответ*) монголов
финские племена
К группе «задержанных цивилизаций», согласно теории Тойнби, относятся
(*ответ*) полинезийцы
(*ответ*) эскимосы
(*ответ*) кочевники
(*ответ*) спартанцы
скандинавы
арабы
К ряду цивилизаций, которых «ничто не объединяет», Тойнби относит
(*ответ*) египетскую и андскую
эллинскую и православную
православную и западноевропейскую
сирийскую и арабскую
Количество независимых цивилизаций, по Тойнби, – _ (впоследствии это число было сокращено им до 13)
(*ответ*) 21
18
26
31
Коммунистическую идеологию и экономическую систему П. Сорокин рассматривает как одну из разновидностей
(*ответ*) тоталитаризма
авторитаризма
диктатуры
тирании