Классическая рациональность
(*ответ*) «оформляет» эмпирический материал с помощью универсальных законов
(*ответ*) позволяет прогнозировать дальнейший ход общественного развития
четко разграничивает естественное и социальное, природу и историю
ищет смысл истории за ее пределами, а не внутри самого мира
Классическая философия истории
(*ответ*) отводит человеку роль средства осуществления предзаданной ему цели
(*ответ*) ограничивает свободу человека «познанной необходимостью»
(*ответ*) утверждает приоритет социального целого над отдельной личностью
стремится обозначить приоритетное влияние человеческой субъективности на ход исторического процесса
ставит цели истории «на сторону» человеческой жизни, ее интересов, желаний, устремлений
Конец истории, по мысли Фукуямы, – это триумф идеи
(*ответ*) либерализма
демократии
анархизма
религиозного фундаментализма
Концепцию В.Дильтея характеризуют следующие утверждения
(*ответ*) исходная посылка - субъективное «жизнепонимание»
(*ответ*) определение истории - интеллектуальная биографию выдающихся личностей
средство моделирования мира - эстетическое созерцание
основное содержание истории - творческая самореализация, самораскрытие
Концепция абсолютизации биологического фактора, сторонники которой утверждают о природном превосходстве одной расы над другой, - это
(*ответ*) панбиологизм
Концепция абсолютизации социального фактора, сторонники которой все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды, - это
(*ответ*) пансоциологизм
Концепция Г.Башляра подводит к следующим идеям
(*ответ*) историчность разума
(*ответ*) плюрализм рациональностей
необходимость синтеза рационализма с эмпиризмом
отсутствие проективной силы теоретической мысли
Космоцентризм античной философии
(*ответ*) препятствовал рассмотрению человеческой истории как отличной от природной сферы бытия
(*ответ*) наполняя космос безличными природными элементами
утверждал принципы мифологического антропоморфизма
ставил процессы, происходящие в макрокосмосе в зависимость от судьбы человеческого рода
Критерий общественного развития, по Веберу - это
(*ответ*) степень рационализации социального действия
уровень социальной дифференциации
степень независимости институтов гражданского общества от государственных структур
характер производственных отношений
М.Вебер распространил метод _ на историю
(*ответ*) генерализации
статистики
дифференциации
структурации
Марксистскую философию истории отличают
(*ответ*) органическая цельность научно-теоретического постижения диалектики исторического процесса и мировоззренческой оценки результатов деятельности больших групп
(*ответ*) теоретический анализ того, как люди своими делами и поступками в конкретных исторических условиях реализовывали требования объективной необходимости
отрицание категорий и законов диалектики, основных диалектических принципов
Понимание сущности явлений через принципы и понятия идеалистической диалектики
Мысль о решающем значении языка в отношении всех других явлений культуры была высказана швейцарским лингвистом
(*ответ*) Ф. де Соссюром
Л.Витгенштейном
К.Леви-Строссом
Э.Сепиром
Н.Кузанский
(*ответ*) сближает Бога с природой
(*ответ*) считает, что «Бог заранее есть все, что только может быть»
отрицает догмат о сотворении Богом мира
рассматривает человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости …»