Возникновение монополии определяется целью рыночной стратегии любого предприятия / фирмы - получение наивысшей прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится исключить все факторы, понижающие цену. Поскольку чем больше производителей, тем ближе продажная цена к себестоимости. Поэтому фирма стремиться монополизировать рынок, то есть стать единственным продавцом и установить монопольную цену. МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА-рыночная цена, устанавливаемая монополистом на продаваемый или покупаемый товар и обеспечивающая возможность получения монопольной прибыли, максимально завышается.
Механизм возникновения монополии обязательно включает в себя взаимодействие рынка и государства:
ПОПУСТИТЕЛЬСТВО государства | ПООЩРЕНИЕ государства | ПРЕВОСХОДСТВО монополиста | УСТАНОВЛЕНИЕ естественных монополий |
Государственная политика не противостоит возникновению монополий. | Государство поощряет возникновение монополий путем установления тарифов, патентов, при реализации политики протекционизма и т. п. | Государственная политика допускает превосходство монополиста в технологиях, в том числе управленческий, что ведет к разорению остальных продавцов, | Установление государственной МОНОПОЛИИ (на пользование или добычу сырья, выпуск денег, и т. п.) |