Установите соответствие между видами выборок и их определениями
наблюдение < метод сбора данных, предполагающий непосредственную регистрацию исследователем речевых фактов, слушание и запись (от руки или на магнитофоне) живой, творимой на ходу разговорной речи с целью ее последующего анализа
интервьюирование < метод сбора социолингвистического материала с применением заранее спланированных вопросов, предлагаемых собеседникам (респондентам)
анкетирование < один из наиболее распространенных в социолингвистике методов получения массового материала в виде ответов на вопросы специально составленного опросника (анкеты)
тесты < метод сбора материала в социолингвистике, представляющий собой разнообразные по форме задания, которые исследователь предлагает информантам
анализ письменных источников < метод сбора социолингвистического материала, при котором источником социолингвистической информации служат документы, фиксирующие речевые произведения и исследовательские работы
Установите соответствие между видами шкал и их определениями
номинальная шкала < классификация данных, указывающая, к какой группе они принадлежат
порядковая шкала < данные получают числовую оценку, которая указывает лишь на их иерархию, порядок следования, но о количественном значении признака говорит лишь очень условно
интервальная шкала < величины отражают равные единицы измерения и могут сопоставляться не только по упорядоченности, но и по расстоянию
количественная шкала < единица измерения получает четкую наглядную интерпретацию
Установите соответствие между именами исследователей и их определением предмета социолингвистики
В.М.Жирмундский < социальная дифференциация языка классового общества на определенной ступени его исторического развития, процесс социального развития языка
У.Байт < связи между социальной и языковыми структурами, их совместное варьирование
Дж.Гамперц < речевое поведение говорящих
Ю.Д.Дешериев < вопросы, характеризующие все языковые явления, обусловленные развитием общества
Л.Б.Никольский < воздействие социальной среды на язык и на речевое поведение людей
У.Лабов < язык в его социальном контексте
Установите соответствие между именами исследователей и их трудами
Э.Сепир < «Язык»
Ф. де Соссюр < «Курс общей лингвистики»
М.М.Бахтин < «Слово в романе»
В.М.Жирмундский < «Национальный язык и социальные диалекты»
А.Мейе < «Языки современной Европы»
Установите соответствие между понятиями и их определениями
синхроническая социолингвистика < направление социолингвистических исследований, предметом которого выступает процессы речевого общения и факторы, обусловливающие эти процессы
диахроническая социолингвистика < направление социолингвистических исследований, которое изучает историю языка в связи с историей его носителей
макросоциолингвистика < направление социолингвистических исследований, изучающее крупномасштабные процессы и отношения, которые имеют место в языке и которые в той или иной степени обусловлены социальными факторами
микросоциолингвистика < направление социолингвистических исследований, занимающееся изучением того, как язык используется в малых социальных общностях
Установите соответствие между понятиями и их определениями
социолингвистика < дисциплина, в рамках которой изучаются социально обусловленные языковые явления и процессы
теоретическая социолингвистика < направление социолингвистических исследований, которое занимается изучением наиболее общих, основополагающих проблем, характеризующих отношение "язык и общество"
экспериментальная социолингвистика < направление социолингвистических исследований, занимающееся сбором и анализом массовых социолого-лингвистических данных
прикладная социолингвистика < направление социолингвистических исследований, занимающееся проблемами приложения социолингвистической теории и результатов социолингвистических исследований к решению задач общественной практики
Установите соответствие между школами социолингвистических исследований и их представителями
Американская школа < Д.Хаймз, Дж.Гамперц, У.Лабов
Французская школа < Р.Барт
Чешская (чехословацкая) школа < Б.Гавранек
Российская школа < И.А.Бодуэн де Куртенэ, Е.Д.Поливанов, Ю.Д.Дешериев
_ - это заимствованный из статистики способ упорядочения социолингвистической информации, при котором изучаемым признакам присваиваются различные числовые значения.
(*ответ*) Измерение
_ - это метод сбора данных, предполагающий непосредственную регистрацию исследователем речевых фактов, слушание и запись (от руки или на магнитофоне) живой, творимой на ходу разговорной речи с целью ее последующего анализа.
(*ответ*) Наблюдение