До XVII века Московское государство не знало самозванцев, претендовавших на царский трон. Во-первых, для самозванства царского направления необходимо соответствующее развитие феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванства в России тесно связана с династическими кризисами, которые время от времени нарушали царский трон. Первый такой кризис относится к XVI-XVII векам, когда закончилась династия Рюриковичей и на престоле появились "боярские цари"— Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддержку. И позже отход от традиционного порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или воцарение женщин) обогащали историю самозванства новыми именами и событиями. В-третьих, история самозванства предстает как ряд конкретных воплощений народных утопий и легенд о "возвращении царей-Избавителей". Первая из них возникла еще при Иване Грозном, который показал себя "несправедливым" и "неблагочестивим" царем. Героем легенды стал разбойник Кудеяр, который в действительности был якобы царевичем Юрием, сыном Василия III от первой жены Соломеи Сабуровой.