Прочитайте отрывок из текста епископа Карфагенского Киприана о поздней Римской империи и выполните задания.
Смотри: дороги заняты разбойниками, моря заперты пиратами, всюду война, лагери, кровавые ужасы... Безнаказанность за проступки обеспечивается не отсутствием виновности, а чудовищностью злодеяния. <...> Преступления не только совершают, им обучаются...
Пусть [римские] законы записаны на двенадцати таблицах, пусть они выставлены на меди для всеобщего сведения, перед лицом законов совершаются преступления, попираются права. Невиновность не ограждается даже в том самом месте, где её полагается защищать. Взаимные раздоры разгораются до неистовства, нет мира и среди тог, и форум оглашается криками вражды. Там наготове и меч, и копьё, и орудие пытки ... Кто же оградит от всего этого? Патрон? Но он вероломец и обманщик. Судья? Но он торгует своими приговорами. Кто поставлен для пресечения преступлений, тот сам их допускает...
Нет никакого страха перед законами, никакого уважения ни к следователю, ни к судье. Что продажно, то не внушает страха. И тех, кого ты считаешь богачами, переходящих от одного увеселения к другому, вытесняющих бедняков из своего соседства, беспредельно расширяющих во всех направлениях свои поместья, обладающих большим количеством золота и серебра... и тех, среди всего их богатства, терзают беспокойство и опасения, как бы его не похитил грабитель.
1) Как относится автор к явлениям, о которых он рассказывает? Подтвердите выдержками из текста.
2) Сформулируйте и запишите две-три проблемы, которые существовали в поздней Римской империи.
3) В чём автор видит причины сложившейся ситуации?
4) Объясните фразу: «нет мира и среди тог».